Евангельские рассказы о жизни Иисуса — не репортажи, не воспоминания. Прямая речь в них — не расшифровка аудизаписей, не стенограмма. Евангелия это художественные произведения. Авторы использовали литературные приёмы, типичные для биографий той эпохи. В этом отношении евангелия вполне созвучны биографиям, которые сочинял Плутарх через полвека после Марка, одновременно с автором евангелия от Иоанна.
Евангелия — это «сочинения», но «сочинить» не означает «присочинить». Как и Плутарх, авторы евангелий не фантазировали, они ставили своей целью описать реальность, а не выдумать что-то от себя. Как и Плутарх, они активно использовали материалы, которые могли найти для описания своего героя: сборники изречений Иисуса, но главное — устные воспоминания. Использовали они и работы друг друга, и какие-то другие повествования о Христе, не сохранившиеся.
Евангелисты не брали нигде справок о том, что Христос воскрес, но они передавали свою веру в то, что воскресение — факт истории. Как и всякая вера в Бога и Его участие в жизни людей, вера в воскресение Иисуса не может быть ни доказана, ни опровергнута. Считать, что евангелия целиком выдуманы и фантастичны, так же неразумно, как считать недостоверными сочинения Плутарха и других античных историков.
Вера в Христа не означает веры в то, что евангелия описывают жизнь Христа как постановление суда описывает обстоятельства преступления. Евангелисты описывали реальность художественно, но это как раз и помогало им, а не мешало, как умение снимать кино помогает сделать комедию или триллер, документальный фильм или военную эпопею. Евангелия – байопики своего времени.