Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Отчество и Отечество

«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» (Ин 21:15).

Синодальный перевод тут даёт «Ионин», но изучение рукописей показало, что должно быть «Иоаннов».

Только дважды Иисус обращался к Петру «по отчеству»: тут и в 1 главе Ио, при самом первом знакомстве (Ио 1:42).

Это случайность или автор на что-то указывает? На что он может указывать?

Во-первых, на то, что конец симметричен началу. Начинается четвёртое евангелие с Иоанна Предтечи и Симона сына Иоанна, заканчивается Симоном Иоанном и — любимым учеником, автором евангелия, которого традиция чётко обозначает как Иоанна.

Такая симметрия соответствует общему принципу построения четвёртого евангелия. Это принцип отзеркаливания, парности, «хиазм». Текст словно бабочка: одному крылу соответствует другое, в центре самое существенное.

Тут два Иоанна, два наименования Петра по отчеству, причём и отчество «Иоанн», что и побудило, видимо, писателя обыграть созвучия. Как началось, так и заканчивается — но с небольшим изменением, очень значимым, потому что началось как прелюдия к пути на Голгофу, а заканчивается как прелюдия к пути на Небо, в Отечество Божие.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

IV век. Христос в образе доброго пастыря. Рим, музей в термах Диоклетиана.

IV век. Христос в образе доброго пастыря. Рим, музей в термах Диоклетиана.

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.