Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Благодарю Тебя, Боже, что создал меня. Но кто я?!

Утро, пора молиться! Но как?

Прелюбопытная заметка: Иехуда Мирски, заметка на сайте «Моё иудейское образование». Мирски — бывший сотрудник Госдепартамента США, живет в Иерусалиме, преподает (внештатник, fellow) в местном институте Ван Лира, который расположен прямо с резиденцией президента Израиля, и в Гарварде, так что человек не с улицы, мягко говоря. Преподаёт в университете Брандис (под Бостоном), автор двух монографий о раввине Куке.

Мирски описывает историю знаменитого — печально знаменитого — благословениея: «Благодарю Тебя, о Боже, Царь Вселенной, Который не сотворил меня … язычником («гоем»), рабом, женщиной».

Если я правильно понял, Мирски лишь реферирует книгу Йоэль Кана — гея и с 1985 года раввина в калифорнийской синагоге для геев — не путать с Йоэлем Каном (1930-2013), который был правой рукой Любавичского ребе в Хабаде.Кан в 1996 году покинул США вместе со своим мужем Дэном Белком и явном Адамом, поселился во Флоренции, где руководит небольшой еврейской общиной, но одновременно является волонтёром-капелланом в полиции Беркли. Его книга называется «The Three Blessings: Boundaries, Censorship, and Identity in Jewish Liturgy« — «Три благословения: границы, цензура и идентичность в еврейском богослужении», вышла в 2010 году.

Цимес в том, что эти благословения совершенно не древние. Точнее, они очень древние, только это не еврейская древность. В III веке до Р.Х. такая мысль приписывалась Сократу, который благодарил, что рождён человеком, а не животным, мужчиной, а не женщиной, греком, а не варваром.

Известен аналог, бытовавший среди персов-зороастрийцев.

Еврейский вариант возникает около 200 года, к утренним молитвам отношения не имел и зафиксирован в Менахот 43b (Талмуд). Между тем, привычный вариант — в Берахот 60b.

В 750-825 годы эта формула была помещена в «Книгу главных законов» («Сефер галахот гедолот»(.

В XIII веке, когда началась инквизиция и борьба за идеальную Церковь, власти решили проверить, о чём молятся евреи, и живо заинтересовалась этой формулой. Раввины ответили примечанием: мол, «язычник» тут означает не «христианин», а «настоящий» язычник. В некоторых рукописях про «язычника» вообще опускали, в некоторых заменяли на «самаритянина».

Была проблема — в Средние века — и с благословением «что я не раб». Еврейское слово означает и слугу, и серфа — а вот многие-то евреи в Европе были именно серфами (аналог русских холопов, неполное закабаление). Видимо, поэтому в некоторых рукописях стали заменять на «животное».

В начале XIV века раввин Яков бар Ашер изменил и слова про женщину на «создавший меня по Своей воле». В Южной Европе еврейки даже использовали формулу «Создавший меня не мужчиной» либо «создавший меня женщиной».

Маймонид (и его сын) вообще считал эти формулировки вредными, а вот каббалистам они, напротив, очень нравились, поскольку утверждали такой замечательный космический порядок, иерархию.

В XIX веке евреи-либералы — сторонники Хаскалы, еврейского просвещения — вообще убрали из молитвенников фразу про язычников. Даже безупречные ортодоксы стали заменять «гой» на «нокии» — нейтральное обозначение иностранца. В США евреи после войны за отмену рабства убрали фразу про рабов, а в 1873 году либералы (будущие консерваторы) вообще заменили три определения одним, «Который сделал меня израильтянином».

В современном либеральном («модернистском») молитвеннике Йосефа Херца «гой» заменено на «нокии» и дан комментарий: «Кто хочет послужить человечеству должен прежде всего быть честен с собой».

https://www.jewishideasdaily.com/848/features/three-blessings/

См.: Благодарность - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Яков Кротов сфотографировал

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.