Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Стили и стилизация: почему Московская Патриархия против нового стиля

Споры о том, по какому стилю отмечать Пасху и другие праздники, ведутся в Церкви пять веков, с момента появления «нового», «григорианского» стиля. Споры эти тем более горячие, что «григорианским» новый стиль назван по имени Папы Римского Григория XIII. Отстаивание «старого стиля» приобретает тут характер борьбы с католичеством, 13 дней разницы превращаются в догмат, отличающий Православие от ереси.

Между тем, старый стиль вовсе не стар. Кто православнее Матери Божией? Кто православнее святых апостолов?! Но они ведь жили и праздновали все праздники по лунному календарю! Правда, это был «старый лунный календарь» — после разрушения Храма и Иерусалима в 70-м году был создан «новый стиль», основанный только на вычислениях, а не на наблюдениях реальных фаз луны.

Так что и «юлианский календарь» — новый стиль для верующих в Христа. И что? А ничего. Стиль и стиль. Чистая математика, ничего мистического.

Ничего мистического нет и в запрете православным праздновать Пасху в один с день с иудеями. Обычнейший антисемитизм в календарной упаковке, антисемитизм императора Константина Великого, который заявил в 325 году, что «неприлично» праздновать Пасху в один день с теми «бешеными», кто распял Христа.

На что православная поговорка отвечает: «Архиереи Христа распяли!» Поговорка основывается, видимо, на иконах, где над еврейскими первосвященниками часто есть надпись «архиереи», совершенно верная. Но надпись пришлась по вкусу, потому что реальные архиереи то и дело такое учиняют, что равносильно распятию Христа. Впрочем, и миряне не отстают, хоть олимпиаду проводи. Христа распинает каждый, кто угнетает ближнего, лжет ближнему, оправдывает убийство ближнего.

Так вопрос о календаре стал сперва площадкой для антисемитизма, а потом площадкой для антизападничества. Сегодня «старостильники» есть и на Афоне среди монахов, и среди православных мирян самых разных стран. Страсти бушуют нешуточные, хотя дальше словесных боёв не заходят.

Прямо наоборот с лидерами Московской Патриархии. По форме — да, старостильники. Но по существу — обычнейший цинизм, холодный, бесстрастный, не от сердца, а исключительно по заданию. Вот советник патриарха Кирилла Гундяева протоиерей Николай Балашов заявил на днях, что переход на новый стиль Константинопольский патриарх предпринял, чтобы «показать свою солидарность с «прогрессивным» западным человечеством».

Балашов заявил это в интервью РИА Новости, возможно, письменно ответил на вопросы, либо попросил взять «прогрессивный» в кавычки. Может быть, отвечал устно и тогда сумел особенно саркастической интонацией подчеркнуть, что ничего прогрессивного в западном человечестве нет.

Что, Балашов антизападник? Славянофил?

Да нет, хуже — он чиновник. Бездушный кремлёвский аппаратчик, которому совершенно наплевать и на прогресс, и на Запад, и на человечество, и на календарь. Человек просто выполняет задание Кремля, делает это сорок лет. Гундяев отрабатывает с 1967 года — считайте сами. Кремль изменит свою политику — будет отрабатывать иначе. Собственно, это уже и имело место в «перестройку», когда и Гундяев, и Балашов стали одобрять прогресс, западное человечество и демократию. Потом начальство легло на старый курс, и эти перелегли вместе с начальством.

Конечно, что-то от живой совести и у этих людей осталась. Поэтому, видимо, Балашов привёл самый обоюдоострый аргумент: «Административные вмешательства в живую ткань церковной жизни до добра не доводят, порождая разногласия и раздоры». Уж Московская-то Патриархия хлебнула «административного вмешательства»! Начиная с Владимира Ульянова-Ленина и до нынешнего Владимира диктатура ежедневно вмешивается в церковную жизнь. И что? Никаких раздоров! Просто церковная жизнь превратилась в церковную смерть. Никаких разногласий — сплошное единогласие, полный одобрямс. Кто не вписывался, того попросту расстреливал тот самый «административный вмешатель». Расстреливал, ссылал, сажал. Вот и итог: страна в асфальте и религиозная жизнь в асфальте. Что бы ни происходило в церковной жизни Украины, это происходит именно в церковной жизни. Происходящее в российских религиях происходит в музее церковных восковых фигур.

Представим невообразимое: завтра Кремль объявляет об окончании войны, выводит войска из Украины, Сирии, Грузии и т.п., выплачивает всякие контрибуции и репарации, сжигает мумию Ленина и посыпает её пеплом свою голову, а на месте Мавзолея ставит копию Статуи Свободы с православным крестом вместо факела и евангелием в левой руке. Да через пять минут Балашов с восторгом начнёт каяться перед Православной Церковью Украины и перед Константинопольским патриархом, будет целовать западное человечество и совершать земные поклоны перед его прогрессом. Тем более, что прогресс-то реально есть, и кремлёвские людоеды со своей идейной прислугой им вовсю пользуется. Не на бересте же пишут.

Хорошо, что этого не будет, потому что это было бы гадко и отвратительно. Хотя бы потому, что нет его — «западного человечества». Это уж Балашов проговорился: кремлёвские аппаратчики реально воспринимают себя как какое-то особое человечество. Не восточное, нет, а типа космическое, всеобщее, несравненно превосходящее «западное». Уже не «русский мир», а «русское человечество», «русский космос», «русская вселенная». Где в конце концов Рождество будут отмечать в мае, а потом в июне — ведь неточность-то будет лишь нарастать.

Когда Бог положит конец этому мыльному пузырю и как, неинтересно. Что делать верующим, которые оказались внутри мыльного пузыря кремлёвского православия? Ну, не бином Ньютона: жить по заповедям, нести крест, подставлять щёку, не лгать и не убивать, отдавать кесарю кесарево, Богу Божие, и молить Бога, чтобы не превратиться в живой труп, а если уже превратился — чтобы воскреснуть прямо здесь и сейчас, немедленно. Бог это может сделать, у Бога такой стиль, такой календарь, что, когда покаешься, тогда и Рождество, и Пасха, и Вознесение с Пятидесятницей.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Яков Кротов сфотографировал в Истре

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.