«И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их» (Мк 6:48)
Матфей опускает «хотел миновать их», потому что деталь непонятная. Это примечательно, потому что показывает, что сама по себе принадлежность к одной культуре, даже к одной локальной общине ещё не означает, что сказанное одним понятно всем. В том и очарование общения, что люди творчески мыслят, что всё время говорят что-то неожиданное, выходящие за рамки ожидаемого. Да, это влечёт за собой риск быть непонятым (а что может быть страшнее), но кто не рискует быть непонятным, тот не сообщит ничего, что стоило бы понимать.
Кажется, лучшее объяснение предложил Огастин Сток в 1989 году: тут Иисус является ученикам как Ягве являлся Моисею и Илии, «проходя мимо». От себя добавлю, что идея «прохождения мимо» — это чисто пасхальный образ. Песах — «исход», «прохождение мимо»: «Пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исх 12:27).
Бог — страшен. «Если я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас» (Иск 33:5). Убьёт просто потому, что Бог и человек несовместимы. Моисей настаивает: «Если не пойдёшь Ты Сам, то и не выводи нас отсюда» (Сих 33:15). Тогда Бог втискивает Моисея в расщелину и закрывает ему лицо, проходит мимо — Моисей видит лишь спину Бога. Эта сцена повторится в рассказе об Илии (3 Цар 19).
Так о чём молиться? «Не проходите мимо» в русском языке означает помощь, милостыню. «Не проходите мимо» абсолютно не означает приглашения зайти в дом. Помогите материально и гуляйте дальше, спасибо, спасибо.
В России называли пожар «Божьем посещением». Оно вам надо?
Не нам выбирать, просить Бога о присутствии или о помощи. Одно, часто, даже всегда исключает другое. Присутствие Божие — не счастье, не в том, чтобы «уцелеть». Ну вот апостолы — они ведь плохо кончили, по обычным представлениям. А что там за плохим концом или, важнее, что там в душе при конце, до конца, вообще, — это не предъявить, даже самому себе. Бог входит — и мы остаёмся в живых. Более того, мы живы настолько, насколько Бог вошёл. А Он вошёл — Иисусом. И не выходит. Мы — можем выйти, можем пройти мимо. Но зачем? Тут мимо, там мимо, и кто я после этого? Мимолётное виденье, гений отмытой красоты…