«и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ио 1:42)
Иоанн взял из евангелия от Марка рассказ о чудесном лове рыбы в начале проповеди Иисуса и переместил в 21 главу, сделав его рассказом о явлении Воскресшего. Тут противоположный приём: Иоанн взял из Мк 3:16 известие о перемене имени Симона и переместил в самое начало.
В чём смысле такой рокировки? Кажется, первым нащупал ответ Ориген, у которого было острое литературоведческое, даже поэтическое чутьё. Иоанн создаёт очередную перекличку («хиазм»). Иисус называет Себя пастырем – в конце Он называет пастырем Петра. Тут заметно, что Иоанн именно использует Марка, потому что из чудесного лова рыба логически вытекает именно то, о чём написал Марк: сравнение апостолов с рыбаками. Рыб же наловили из озера, не барашков. Иисус называет Себя камнем – и в начале так же называет Петра.
Проблема в том, что в евангелии от Иоанна Иисус прямо не назван скалой, краеугольным камнем и т.п. Это есть у Мк 12:10 и в 1 Кор 10:4 (где Павел сравнивает Иисус о скалой, из которой Моисей высек родник).
Однако, у Иоанна есть образ, прямо говорящий о Христе как скале, из которой течёт родник. В беседе с самарянкой Он говорит:
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7:38) .
Можно предположить, что образ Иисуса как скалы был настолько распространён среди верующих, что Иоанн не счёл нужным отдельно, «в лоб» называть так Христа.
Примечательно, что Иоанн говорит об Иисусе как о скале в эпизоде, где речь идёт о воде из колодца. Колодец оказывается скалой, которая растёт внутрь земли. Впрочем, у колодца всегда была и надземная часть, которую можно было сравнить с утёсом среди степи. Тут Пётр оказывается камнем, который появляется из моря – из озера Галилейского. Это тоже не проговорено прямо, но читатель-то эти детали знает, они у него в голове присутствует. Талант писатели и заключается в создании таких перекличек. А ведь есть ещё и образ горы, которую вера может отправить топиться – той скалы, на которой люди строят Дом Божий, но оскверняют этот самый Дом, так что ну его вместе с его скальным основанием…
Хорошая новость: Бог может из-под любой подлости выбить то основание, на котором она себя утверждает как правду.
Плохая новость: Бог может и из-под меня выбить то основание, на котором я самоутверждаюсь, хотя основание вовсе для самоутверждения.
Отличная новость: Бог выбивает, но Бог не бросает человека. Позови как Пётр – караул, тону! – и будет другое основание, другое имя, Господь Своим поделится, будешь основанием Вселенной и творцом жизни вечной. Богу не жалко поделиться, Ему жалко дать мне и меня, и Себя, когда я абсолютно не готов быть богом.