Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Бурлящий Иисус

Хиазм — это симметрия, в которой одна половина может быть намного больше первой. Например, в евангелии от Иоанна 5 глав (с 13 по 17) являются парными, по теории Герхарда, к 3 главе. На это указывали в опровержение Герхарда, но это не логично. Почему вдруг половины должны быть равны по объему? Хиазм есть отзеркаливание смысла.

Иоанн — если смотреть на текст как на хиазм — очень последовательно делает вторую половину хиазма больше первой. Поэтому центр симметрии находится не в центре повествование, а в конце первой трети. Объясняется гипертрофия другим литературным приемом Иоанна. Он берет у Марка событие и приписывает к нему речь. Размеры речей постоянно возрастают, вплоть до самой большой, прощальной (те самые главы с 13 по 17).

Рассмотрим еще одну пару, девяту, если считать от начала, вторую, если считать от центрального эпизода — хождения по водам, Второго Исхода.

Если смотреть от начала, этой паре предшествует пара из рассказа о заочном исцелении сына царедворца (4:46-52) и исцелении слепого (9:1 — 10:21). Исцеление сына царедворца не сопровождается речью, зато исцеление слепого служит отправной точкой для речи на полторы главы. Опять гипертрофия второй половины. Общая тема одна: как вера может спасать другого, неверующего (сын царедворца и слепой не выражают веры в Иисуса, даже не подозревают о Нем), так неверие Иисуса может губить других.

Девятая пара это исцеление в Вифезде (5 глава) и проповедь в Храме на праздник Кущей (7 и 8 главы). Обе главы используют образ воды, но образ воды у Иоанна сквозной, так что в этом нет ничего специфического для этих глав.

Специфическое же вот в чём: в Вифезде исцелялся тот, кого доползал до воды и бросался в нее в момент бурления:

«Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ио 5:4).

В Храме Иисус говорит:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ио 7:37-38).

Это симметрия идейная. Симметрия фактурная: в 7:23 Иисус спорит с теми, кто недоволен исцелением, совершенным Им в субботу. Но о каком исцелении идет речь? В предыдущей главе нет такого исцеления, там умножение хлебов и хождение по водам. В самой 7 главе исцеления нет вообще, и она начинается с уведомления, что прошло большое количество времени, когда Иисус проповедовал на Севере, а в Иерусалиме не был. Так что речь идет именно об исцелении в Вифезде.

Одной теме посвящены и речи в 5 главе и в 7-8 (только надо помнить, что рассказ о прощении блудницы позднейшая вставка), эти речи вполне можно печатать и читать как одно целое (вот реконструкция этой речи).

В 5 главе речь заканчивается упоминанием Моисея (5:46-47), в 7 главе речь начинается с упоминания Моисея (7:19).

5 глава — ст. 35 — говорит об Иоанне как светильнике и об Иисусе, который «имеет свидетельство больше Иоанновна». Тема прямо продолжается словами: «Я — свет миру» (8:12).

5:37: «Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне». 8:18: «свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня».

В 5 главе речь начинается с утверждение равенства Сына и Отца, равенства от сотворения мира: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (5:19). В 8 главе речь заканчивается указанием на изначальное, предвечное существование сына: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (8:58). Классическая закольцовка выступления. И под всем этим яркий образ Иисуса как реки, которая бурлит и исцеляет всех, кто в нее бросится.

 

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.