«Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» (Мк 3:6).
«Погубить» — по-гречески «Аполло». В греческих переводах Ветхого Завета этим словом переводится ивритское «калав». Ещё один способ убить, не убивая: назвать смерть «концом», а убийство «окончанием» («с этим надо покончить»). Отсюда и убийство как «решение» — «решить еврейский вопрос», покончить с еврейским вопросом. Или с ханаанским. Или с китайским. Или с палестинским.
Убивают живого, губят — разрушают, уничтожают, истребляют — неживое или не вполне живое. Вредителей. Сорняки. Стены.
Эпоха Иисуса — это и эпоха Аполлона, которого Август сделал центральным божеством империи. «Аполлон» имя настолько древнее, что буквальное значение забылось, а среди «народных этимологий» преобладали две: от «аполлими» — «губить», «разрушать» и от «апелла», «собрание». «Губить» относилось, видимо, к вредителям, угрожавшим урожаю. Платон для своих целей подобрал куда более далекие (и ненаучные) ассоциации: «аполисис» — «искупление», «аполусис» — «очищение», «аплун» — «простой».
Парадокс в том, что когда императоры заменили старое доброе язычество на христианство, то Христа стали изображать в виде Аполлона: юноша без бороды. Более привычный нам образ Иисуса с бородой — это уже использование образа отца Аполлона, Зевса. Были и предположения, что Иисус просто переименованный Аполлон, который тоже был сын божества (Зевса), свет мира. Третий «гомеровский гимн» I-II веков воспевает мать Аполлона Лету, описывая, как она, беременная, путешествует в поисках места для родов и, в конце концов, рождает не в каких-то великих и знаменитых городах, а на ничтожном острове Делос. Правда, в случае с Иисусом «ничтожным» был не город, где Он родился, а Назарет, где Он вырос.
Христиане попросту брали известные образы и подписывали под ними новое имя. Орфей стал символизировать Христа, поскольку Орфей сходил в ад. «Добрые пастыри» — пастухи с бычком или овцой на плечах — очень древний символ-оберег, тоже стал символизировать Христа. Лучше так, чем наоборот. И лучше Аполлон, чем Дионис, лучше уравновешенный просветленный разум, чем бешеная истерика, выдающая себя за «пассионарность». Хотя вообще-то это ложная оппозиция. Идея, что «дьявол это ангел с пеной на губах» (Григорий Померанец) есть ложная идея. У Ленина или Путина никакой пены на губах не было. В столкновении фарисеев и иродиан с Сыном Божьим кто был спокойнее? Кто был на стороне «порядка», «умеренности», «законности»? Да уж не Иисус. Спокойствие не идентично миру, мирности, и вот уже полумертвое спокойно нацеливается погубить возмутителя их спокойствия, погубить сверхживое.