Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Путь и дом

Марк Аврелий, переписывая поучения стоиков, особо выделил идею, что совершенство в том, чтобы стать сферой. Да-да, именно греческое слово «сфера» он и употребил. В переводе XIX века сфера это звучит так: « сделаешь себя похожим на Эмпедоклов «сфер округленный, покоем своим и в движении гордый» и будешь упражняться единственно в том, чтобы жить, чем живешь, иначе говоря, настоящим».

В наши это сразу напоминает издевательский мем про то, что любой идеал это идиотизм, типа идеального коня, который имеет форму сферы, парящей в вакууме.

Для нормальных людей и тогда, и сейчас идеал другой и, прямо скажем, внешний, наружный. Нормальный человек считает себя идеальным, это и есть нормальность. А как же покаяние с извинениями? Ну, идеальный человек очень даже способен к покаянию. Идеальность не безгрешность и не безошибочность, которые как раз свойства «сфера округленного, покоем своим в движении гордого». Immobilis in mobile (Пий, впрочем, писал на греческом, потому что философией занимались греки).

Идеал идеального человека имеет два полюса: дом и путь. Ежели по нашему, по древнегречески, эко и одо. Про «эко» все знают (экология), а что «путь» — «одо», не знают даже автомобилисты, хотя у них перед глазами всегда есть одометр — счетчик километров. Стыдоба: дао знают, одо не знают, хотя дао тот же путь, только такой... маоцзедунный, который начинается с первого шага, а заканчивается на трибуне партийного съезда.

Дом и путь — это как женское и мужское. Есть в каждом человеке. Кому нужен путь, если он не ведет в дом? Кому нужен дом, из которого нельзя отправиться в путь? Одного шведского военного высмеяли за создание плана идеальной крепости, в которую невозможно проникнуть врагу. Высмеяли одним вопросом: а как туда гарнизон-то попадет.

Путь и дом — как дорога (на иврите «дерек», но аллитерация случайна абсолютно) и храм. Кому нужен путь, который упирается в Храм? Мир — Божий Храм, да, но мир и бесконечный Божий путь. Христос — одо или эко? Все знают, что Иисус сказал «Я путь», «Эго одо» (Ио 14,6), но ведь казнили-то Его за утверждение «Я Храм»: мол, тот, каменный храм, который отгрохал Ирод Великий, это фуфло, а не Дом Божий, а Я — Дом Божий, и Мое Тело — Дом Божий, разотрите Меня в порошок и увидите. Бог ханжей — Белая и Пушистая Сфера, медленно вращающаяся в вакууме, а Бог Христа — это Храм, Который всегда в пути, и Путь, Который всегда в храме.

Образ пути, к сожалению, исчез из христианского словаря вместе с евреями. Хотя в Лионе в 177 году, в правление Марка Аврелий Сферического, когда был погром и христиан как бы судили, некоторые сломались — и о таких говорили, что они βλασφημοῦντες τὴν ὁδόν, «похулили Путь». У евреев «дерек» заменили на «галаха» — от глагола «халах», «ходить». Что лучше «канона», который вообще от слова «палка», хотя, увы, на практике смысл тот же: дамоклова теория.

Шаг вправо, шаг влево считается побегом, что еще простительно, но на практике и шаг вперед считается богохульством. В итоге все то же лютеровское хир стехе их, их кан нихт андерс. Как говорили блатные, «не сойти мне с этого места». Наш протопоп Аввакум в схожей ситуации повалился перед патриархами на пол и лежал, дрыгая ногами. Ну да, где немец стоит как вкопанный, русский лежит как пьяный. Подвижный в неподвижном.

В доме бегаем, причем по потолку, на дороге лежим, причем поперек, мешая всем, начиная с себя. Это от перемены мест слагаемых сумма не меняется, а если путать дом и путь, не будет не то что суммы теологии, а даже сумы странника перехожего. А пора, пора! Путь не ждет, он же бесконечный, вечный, а вечность не может тратить время впустую, она неторопливо торопится пройти до конца бесконечный путь и построить дом без стен и крыши, единственно могущий вместить Бога и человеков.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.