Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Идущему на крест угрозы не страшны

«а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк» (Мк. 11, 32)

В греческом тексте много веков «народ» было «охлос»,  «толпа», но всё-таки теперь учёные полагают, что там слово, от которого «лаики», «миряне». Наверное, ближе к русскому «граждане», но в России, ввиду отсутствия демократии, адекватный термин попросту отсутствует. Номенклатура в силу своего властного положения оказывается в логической ловушке. Ни в какого бога номенклатура не верит, она верит лишь в силу, причём земную, материальную. Тем не менее, она вынуждена притворяться верующей в Бога, потому что земная сила — народ — ставит небесное выше земного.

Возможно, массовая религиозность явление преходящее, и уж совершенно точно — к вере эта религиозность имеет очень косвенное отношение (почему на гибель и Предтечи, и Иисуса смотрели граждане преспокойно). Вполне возможно, что религиозность человека, отлучённого от власти (в демократической стране — не отлучены) есть вид компенсации. Но факт остаётся фактом: власть боится безвластных, потому что безвластный — он и безъязыкий, а у кого вырван язык, тот разговаривает когтями и камнями. Булыжник орудие не пролетариата, а всякого, кто сдал начальству ум, сердце, язык.

Иисус обращается не к начальству, Он обращается к сдавшимся. В принципе, дело абсолютно безнадёжное. Большинство не услышит, а кто услышит, превратит Закон Христов в средневековую церковность. Да и сегодня этого средневековья предостаточно, когда аргументация одна: «Побьём камнями!» Доднесь разделяются: ум Христов — и ум христианский, заповеди Христовы — и заповеди христианские, Церковь Христова — и церковь христианская. Не противоположны, нет, но разница такая же, как между камнем, брошенным в другого, и камнем, положенным в стену.

В отличие от сильных мира сего, Иисус — сильный мира иного — не боится, что Его побьют камнями. Он знает, что Его распнут. Своим последователям Он предлагает освобождение ценой такого же знания — а не знания об эфирных делах, эонах и ангелах. Быть не начальством и не подчинённым, а просто быть. Возможность просто быть, без камня за пазухой, а за пазухой у Христа, и есть Благая Весть..

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.