Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Практика относительности

«И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк 13:1)

Сегодня, 29 сентября 2023 года, гулял от Данилова монастыря к Шаболовке и по дороге встретилось два здания: жилой дом богачей, новой постройки, как раз высотой с Храм Ирода, и столовка в стиле барнхаус — высотой с Храм Соломонов. Недалеко от этого жилого дома есть и другой, при котором магазин, похожий внешне на ампирную церковь, с колокольней. Правда, всё выполнено очень грубовато, на манер Собакевича, но это уж такой устоявшийся стиль. Гоголь, кажется, назвал архитектуру застывшей музыкой, так вот это застывший военный марш.

В словах учеников есть некоторая странность: зачем отдельно упомянуты камни? Затем, что строительство еще не было окончено, отдельные блоки лежали и бесплатно впечатляли желающих.

Конечно, всё относительно. Точнее, человек всё воспринимает относительно своего опыта. Сегодня кажется странным, что в начале XIX века все иностранцы описывали памятник Петру на Сенатской площади как нечто исполинское. Надо видеть археологические раскопки античных зданий: комнатки крохотные, по 6-8 метров. Дома одноэтажные, так что и Храм Соломонов был в три раза выше привычного жилья. Но ко времени Ирода уже здания подросли, хотя вряд ли до римских, столичных, «инсул», в которых бывало и по 6 этажей. Так что изменилась система координат. Тем не менее, 30, 40, 50 метров — это немного в сравнении с циклопическими сооружениями того же времени на Востоке.

Господиии... И вечно мы толкаем Бога: «Смотри, что я отгрохал!» Не толкайся! Присмотрись. Большие или маленькие, все наши дела и достижения имеют размер. А Бог — не имеет. И ты, между прочим, тоже. Если, конечно, ты решаешься жить в измерении Бога, в «царстве Божием», а не прозябаешь в измерении Ирода, в котором свою ничтожность пытаются компенсировать количеством, и выходит муха размером со слона. Или дыра в игле размером с верблюда. Большая, но дыра. Потому что ты абсолютный нуль. А относительно Бога ты — вселенная.

Я не знал, думаю, как и многие - ведь даже нет на русском статьи в вики об этом здании. Баальбек, Пантеон, Храм Ирода, мавзолей Августе - это все импозантно, но 40-50 метров, не более. Пирамида Хеопса 140 метров. Вавилонская башня Навуходоносора была 100 метров. Так что всякие восторги по поводу Храма Иерусалимского глубоко провинциальны. Но что самое высокое здание поближе к Ироду и Цезарю - III век - это буддистский храм Джетаванарамайа, 122 метра, на Цейлоне, любопытно. Правда, в XII веке ступу ремонтировали и понизили до 71 метра - но все равно безумно много. Можно накрыть целиком Пантеон вот этим колпаком и еще останется место для Храма Соломонова. Полезно помнить, что мегаломания, гигантомания то ж - проявление идолопоклонства, которое, в свою очередь, замаскированная гордыня. Где двое или трое, а не где 50 или 100 метров... Прилагаю викторианский плакат, наглядно показывающий торжество викторианцев над всеми. А я давеча понял, что дом должен быть такой высоты, чтобы владелец мог его покрасить, не устанавливая лесов, самое большее - став на стол. В общем, одноэтажный должен быть дом!

 

См.: Дом - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Павильон Азербайджана на ВДНХ. Высота портика такая же, как у Храма Соломонова, 15 метров

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.