[По проповеди в воскресенье 24 сентября, на притчу о талантах]
Вера есть доверие Богу, особенно к такому Богу, который к нам по-доброму. Как писали апостолы, «помирился» с нами благодаря Христу. Примирился не потому, что мы помогли Иисусу, услышали Иисуса, а просто потому, что вот Он, Иисус, вот и Дух Святой. Мы Его Сына распяли, а Он – помирился. Мы даже не просили о примирении, мы не признаем, что виноваты. Распяли, и если понадобится, опять распнем. Ну, не Иисуса, руки коротки, но найдем замену. Во имя безопасности, превентивно, да просто так прибьем и не поморщимся. А Бог: «О, вы распяли Моего Сына, чудесно, значит, Я с вами мирюсь».
Этот бред Божий отражает наше, человеческое безумие. Мы безумны, когда говорим: «Легко простить, если ты не втянут в конфликт. Чужую беду руками разведу». Не легко1 Или, точнее, легко только психопату, который совершенно не сочувствует другим. Вот и выходим мы психопаты, и Бог под нас подстраивается: пожалуйста, Я не посторонний, вы, собственно, Меня распяли – и вот, Я всё-таки вас прощаю, с вами мирюсь и делюсь всем, что у Меня есть ценного – Самим Собой, больше у Меня ничего нет.
Очень мило, но что же тогда с притчей о талантах, где треть человечества отправляется на вечные муки? «Треть» это фигура речи, потому что где те две трети человечества, которые успешно приумножают свои таланты? Ищут пожарные, ищет полиция, налоговая, конечно… И не могут найти.
Так Иисус – освободитель от претензий или повод для Главной Претензии? «Талант» это ведь Он, притча о талантах ровно о том же, о чем притча про званых на свадьбу, про работников, убивших хозяйского сына и т.п.
«Кот Шредингера» про то, что мир устроен так, что, будь он котом, зависел бы от своего хозяина напрямую. Засунул кота в багажниках, открыл крышку – а кот скончался. Закрыл, опять открыл – а кот живой.
Только на самом деле, это человек – в багажнике. Платон сравнивал мир с пещерой, но багажник более точный образ, потому что мы же не просто живем в пещере, мы скрючились в очень тесном мире, связаны по рукам и ногам,пространство маневра крохотное, дышать – ну как дышать в багажнике? На ладан дышим-с. И вот пришел Бог. И открыл багажник, откуда доносились странные звуки.
Один человек реагирует на это открытие («откровение») радостно. О, привеет! Слушай, тут в багажнике я обнаружил в себе талант к пению! Спеть?
— С удовольствием послушаю, — отвечает Багажникооткрыватель.
Другой человек, едва откроется багажник, начинает ворчать. Где Тебя носило? Ты каким местом думаешь?
Типа Каин. Или Смердяков. Всегда смотрит под ноги возмущается, что неба не видно, люди безголовые и бессердечные.
Первый и до открытия багажника пел и сочинял стихи. Второй ворчал.
Притча о талантах ровно про тех же слепых, ощупывающих слона. Не разные части слона, а всего слона. Тем не менее, для двоих словно это кто-то милый, живой и теплый, а для третьего – ну да, живой и теплый, но противный и опасный.
Стучат по крышке багажника и просят о помощи одинаково, но представляют себе открытие багажника совершенно по-разному.
Апостол Павел, когда ему явился Иисус – окровавленный Иисус – мог бы не в восторг придти, а в ярость и цинизм. На фига такой Бог, Который Сам Себя не может защитить? Да еще с Папочкой садистом?
Богоявление начинается с мироявления. С трезвого восприятия мира. «Трезвое» — всегда радостное и благодарное. Багажник, да. Руки связаны, да. Рот заткнули, ужас. Но живой! И вокруг – если это багажник, то каков же Рай?1
Конечно, мы бы спасли себя иначе. Безо всяких там распятий. Мы бы так спасли, что никто бы претензий не высказывал.
Э, бросьте! Единственный способ предотвратить жалобы – отправить потенциального жалобщика в геенну огненную. Там уже не до жалоб, все мысли только том, как бы уклониться от искр и угольков.
Багажник открыт – это поважнее открытия Америки. Кого увидел Бог? Озлобленного перепуганного зверька или человека, переживающего за того, кто в багажнике под ним? Как это «под ним»? Так это ж космический багажник, в нем миллиарды людей. Забыли о ближних? Вот-вот, забывчивость – мать греха.
Или Бог увидел двоих благодарных людей, которые благодарны за – талант это, между прочим, огромные деньги, миллиард на наши деньги. Сильно подозреваю, что отчитывались они порознь, а бизнес вели вместе. Они не ворчали, что пять талант, два таланта – крохи в сравнении с тем, сколько у других и у Другого. Они сделали триста процентов. Как «триста»? Двести? Нет, триста. Получивший пять талантов заработал десять сверху, но Богу отдал пять, а ещё пять раздал нуждающимся.
Бог касается нашей души. Осторожно, можно решить, что и не коснулся вовсе, что наши ум с добротой это от гормонов, нейронов и дезоксибинуклеиновой кислоты. Маловато будет? Еще хорошо бы условия создать? Ну, я, мое сердце, и есть условие. Почитайте воспоминания жены Толстого – Толстой не в удобной усадьбе писал, а в багажнике. Рокфеллер и Билл Гейтс где преуспели? В приветливой Америке? Да тот же багажник, только с понтами. К тому же есть маленький секрет: да не закрыт багажник! И руки не связаны, и рот не заклеен!
Нам все кажется, что Бог далеко, что Ему не до нас. Но от Бога до нас столько же, сколько от нас до Бога. Багажник бытия закрыт изнутри! Открывается верой. Не закрывайся, откройся Богу и людям. Первый талант: не закрываться. Второй талант: открываться людям. Третий талант: благодарить. Четвертый: терпеть. Пятый – сам сообрази.
Живешь в бедности? Бедствуй по-христиански! Ты богат? Распоряжайся богатством как Христос или хотя бы как христианин. Ты здоров? Христианского тебе здоровья. Заболел? Болей по-христиански. Умножь болезнь на веру, умножь нищету на веру, умножь на веру свою беспомощность и рабство – и выйдет один результат: бесконечность, вечная жизнь и Царство Божие.