«и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;» (Мф 25:32)
Защита адских мук защищает свободу: мол, насильно мил не будешь. Ну не хочет человек в рай! Ну не верует в Бога — в своем праве. А Бог — в Своем.
Это проекция на Бога самого греховного, что есть в человеке: неспособности любить. Любовь есть способность любить без насилия. Любить того, кто не хочет любви, кто недостоин любви. Потому что верно говорит русская поговорка: «Не по хорошему мил, а по милу хорош». Полюбишь козла — козел перестанет быть козлом.
Заметим, что пастух отделяет овец от козлов не для того, чтобы поубивать козлов. Разделяли на ночь, во время стрижки и дойки, а так-то вместе паслись.
Совсем уж для буквоедов заметим: да, Иисус говорит козлам «иди в огонь вечный, приготовленный сатане». Но нигде не сказано, что козлы пошли. А если пошли, то пошли навсегда. Огонь вечный, но из этого не следует, что козлы туда отправлены навечно. В общем, было бы желание — истолкуете текст так, чтобы вам, козлам, не гореть вечно.
Есть в притче еще одно неявное обстоятельство. Помогая голодным и заключенным, человек помогает не слабым, а опасным. У нас просто так в тюрьму не сажают! У нас в Израиле. У нас в Галактике. Они в тюрьме плохо кушают? Ути-пуси! Да пусть сдохнут! В страшных мучениях! Голодные — они ж лодыри, поэтому и голодные! Пусть наймутся ко мне, усердному трудяге-миллионеру, и покосят лужайку, и скушают скошенную травку, а я им еще и на кока-колу дам. А поощрять бездельников богопротивно!
Так что призыв кормить и поить — это все та же безумная заповедь о любви к врагам. К тем, кто на тебя нападает, тебя грабит, убивает твоих близких. К тем, кто сильнее тебя.
«Насильно мил не будешь», да... Значит, всех спасти нельзя?
Значит, любовь может и без «насильно».
Простейший пример — крест и воскресение.
Но разве они кого-то заставили полюбить Бога?
Хм... Вообще-то да. Может, коряво, но вот тот же Павел — полюбил-таки... Если бы ему явился Иисус в золотом сиянии, а не залитый кровью и в синяках, вряд ли бы Павел впечатлился, у него был совершенно козлиный характер.
Любовь результативнее пистолета.
Любовь не оплачивает счетов, любовь занимается тем, кто предъявляет счета и кому предъявляют счета.
Банкир жесток, потому что у него время ограничено.
Любовь терпелива, потому что оперирует в вечности.
Вечность любви повечнее вечного огня! Вечный огонь сто раз потухнет, а вечная любовь только еще будет разгораться.
Только вечность начинается сегодня. Секунду назад. И любить надо начинать секунду назад, а если опоздал, то так уж и быть — просто сейчас.
Вот и вся притча о козлах. Кому не нравится, кому хочется мук повечнее, что ж — любовь и с таким продолжить работать, ныне, и присно, и во веки веков. Ей спешить некуда, она не опаздывает, она всегда вовремя, потому что всегда сейчас.