Оглавление

Край и рай

"Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его"(ы)

Я люблю заглядывать в окна, а вчера на станции «Студенческая» оказался ниже уровня земли, но при этом были видны окна сталинского номенклатура дома. Потолки высокие, поэтому хорошо видны разнообразные люстры. Вот когда Евангелие говорит, что не видели глаза, что Бог создал для любящих Его, это как раз про рай — мы его видим, видим, но вот очень снизу, так что мы видим райский верх, кусочек райского неба, кусочек райского солнца, а главное — что под этим небом, кто под этим Солнцем, того не видим, только фантазируем словно дети малые, проецируем все свои инфантильные мечты. Это не так уж плохо, лучше, чем сидеть, словно накрывшись ватным одеялом, и твердить, что ничего нет, кроме ваты. Просто надо сознавать пределы веры, чтобы вера и оставалась верой, а не имитацией знания.

Кстати, "как написано" это отсылка к пророку Исайе (64:4), но у пророка несколько иначе:

"Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него".

Это не о будущем, как у Павла, это о прошлом. И тут не сравнение человеческих надежд с исполнением надежд, тут сравнение Бога настоящего с богами мнимыми, надежд настоящих с надеждами ложными. Похвалить Бога за то, что Он добрее идола... Что ж, это неплохо. А все-таки у Павла сильнее! Понятно, почему: Исайя упрекает народ за неверие, Павел подбадривает верующих. Конечно, вглядываться в рай - занятие не слишком перспективное, а все-таки бесконечно лучше фантазий и мечтаний о том, как бы до рая пожить в свое удовольствие, в краю, где бы ты купался в счастье.. Потому что удовольствие всегда не свое, а всехнее.

См.: Рай - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Яков Кротов сфотографировал на Малой Семеновской

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.