«когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло» (Мк 4:6).
Для евангелистов «иметь корень» и «иметь влагу» — синонимы, где Матфей и Марк говорят о корне, Лука — прямо о воде. Для природы это справедливо, если только не происходит катастрофа, для человека это несправедливо даже во время катастрофы. Почва буквальная фильтрует воду, почва человечества — отравляет Дух. Нужно особое усилие, чтобы побороть эту отраву — нужна «культивация» человечества. Поэтому идолопоклонство перед «почвой» прошлого, нации, да и культуры — всего лишь идолопоклонство. Поэтому спасение не в том, чтобы поглубже пустить корни в прошлое — как, впрочем, и не в том, чтобы оторваться от прошлого, от предков и превратиться в «перекати-поле». Спасение в том и только в том, чтобы укореняться в Духе, чтобы всасывать Духа как корень всасывает влагу,всасывать ждно, чтобы прорастать в Дух во всевозможных направлениях — ибо Дух беспределен, в отличие от земли, и больше предоставляет возможностей для разнообразия и роста. Корни у растений, в зависимости от условий обитания, бывают похожи то на мощный стержень, вокруг которого несколько маленьких волосков, то на шапку волос, в которой не выделяется размером ни один корень, все равно гибкие и тонкие. Кажется, что человеческая духовность так же разнообразна, и главное — чтобы люди, сконцентрировавшиеся в Духе на чём-то одном, не осуждали тех, кто, как им кажется, «разбрасывается». Разумеется, и обратное утверждение верно.