Оглавление

Богач и поклоняющийся богачу: кто хуже?

«Избавь нас от лукавого»

«Лукавое», «понеру» это личность или безликое зло?

Послание апостола Иакова, 2:4. Если вы поглядите в русские переводы, то спросите: и при чём тут «избави от лукавого»? РБО/Кузнецова: «стали судьями неправедными», синодальный: «судьями с худыми мыслями», теплее всего у Десницкого: «решаете, исходя из дурных помыслов».

Иаков бранит верующих за грехи. Первый грех — злятся и ругаются. Второй — если на встречу верующих — на посиделки, из которых потом образовалась литургия, в оригинале, разумеется, «синагога», «собрание» — приходит богач, то богача сажают на почетное место, а бедняка могут унизить, предложив сесть «у ног».

Видимо, речь идет о торжественном собрании типа Тайной вечери, где лежат на манер богачей, на «клинах» -широких ложах, на которых три человека лежат головами к столу, ногами к стене. «У ног» — то есть, бедняк вообще не допущен к столу, он жмется где-то у стены.

Иаков в ярости, он криком кричит: «Разве не богачи вас используют силу против вас и суды, чтобы извести вас?»

Кто сажает богача на почетное место, тот нарушает заповедь о любви, потому что любит не человека, а его деньги, стал судьей, «чьи критерии — зло».

«Зло» — это и есть то самое «понеру». Ничего личного, никакого дьявола и сатаны. Зло мышления, зло заискивания перед богачом — разумеется, в расчете от него поживиться. Зло логики. Я бы предложил неологизм «злогика».

Слово «критерий», которое я употребил в переводе, кажется анахронизмом. Оно всё из себя такое современное!

Только вот по-гречески тут написано «Критай диалогизмос понерон». «Критерий» — греческое слово, «суждение», а «судья» — «крит». И «диалог» греческое слово, и оно тут в смысле «внутренней речи».

Нет, «понарошку» не древнегреческое слово и не имеет отношения к «понеру». Хотя бывает христианство понарошку, и оно — зло. Понеру.

Иллюстрация — пополнение моей коллекции Сола Стейнберга. Неплохой символ конформизма, холуйства и прихлебательства.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.