«Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ио 14:19).
Полезно помнить, что в силу постоянного и сознательного удвоения («хиазм») в евангелии от Иоанна у этой фразы есть эхо: «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу» (Ин 16:16). Вообще, такой «хиазм» это старый добрый ближневосточный параллелизм, только вторая параллель очень далеко отстоит от первой. Но голова-то на что дана?
Собственно, сама мысль тоже выстроена как параллель, только уже не литературная, а жизненная. Верующий параллелен Иисусу.
Кстати, во второй фразе «увидеть» выражено совсем другим глаголом, не «теорейн» (тот же корень, что в «теория»), а «хоран».
Эту фразу — в церковно-славянском переводе — поместил иконописец Григорий Круг (1906-1969) поместил на иконе Спасителя с открытым Евангелием.
Редкий, возможно, уникальный выбор (чаще всего дают «Я свет миру»). Возможно, Круг потому и стал иконописцем, что для него «видеть» было синонимом «смотреть». Он как-то написал: «Бог — это Свет. И те кого он делает достойными видеть Его, видят его как Свет. Таким образом, икона показывает мир, преображённый Светом … Свет Христа собирает то, что было рассеяно, возводит то, что пало, излечивает то, что погибало, оживляет то, что умерло. Именно так можно понять, почему нет четких границ и навсегда установившихся правил, определяющих иконы. Именно поэтому иногда совсем скромная икона, не блещущая большими заслугами, более похожая на мирскую живопись, чем на икону, возводится врачеванием Бога в полноценное литургическое достоинство».
«Литургическое достоинство» это, конечно, замечательно, только любой человек, пьяный хулиган, более носитель образа и света Божия, чем все иконы и храмы, вместе взятые. Но что пользы носить свет, если не видеть свет? Дали человеку чек на миллиард триллионов, а он не знает, что такое чек. Ну, засунет в карман. Зачем глаза, вроде бы все знают и пользуются этим знанием. Глаза духа — тут не все знают, но пользуются понемножку-то все, только вот «понемножку» это иногда хуже, чем ничего. Родить ребенка и немножко его кормить, немножко одевать, немножко о нем заботиться, пока не помрет от этого немножко… Способность видеть невидимое — это я сам у себя ребенок… Не я такого себя родил, Бог родил и доверил. Мое дело — растить, а потом глядь — а это не вера мой ребенок, это я — ребенок веры, и проверяется это, когда я не только вижу, что Бог жив, но когда я вижу, что люди живы Богом, и я жив Богом, а не своей зоопарковой жизнью.