«иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф 13:8)
У Луки оставлено только про «сто», Матфей зачем-то переставил по нисходящей: сто — шестьдесят — тридцать, а в евангелии Фомы шестьдесят и сто двадцать — в смысле, в два раза. Реально, конечно, урожайность была ближе к двадцати.
Евангелие Фомы говорит во множественном числе, «иные», что несколько ослабляет эффект. Слушатель оказывается лишь одним из многих. Притчи, кажется (скажем на всякий случай) адресуются именно к одному. Одна овца важнее 99 овец. Один купец, один блудный сын, один гость на пиру, один домоправитель и т.п.
Что у Марка интереснее всего — это пять глаголов: упало, дало, взошло, выросло, принесло. У Матфея: упало, принесло. У Луки: упало, взошло, принесло. Фома: упали, дали, принесли. А ведь Марк лаконичен, но вот — пять сказуемых! Потому что это делает зерно не пассивным, а очень активным. Упало оно, положим, не по своей воле. Взошло — тоже можно списать на качество почвы. Но еще и выросло, и принесло, и дало! Само!
Хорошая земля сама по себе может быть испытанием, искушением. Сколько детей миллионеров не дали, не принесли, не взошли. Только упали. Приходится держать социальный лифт, чтобы снизу поднимать замену родным детям, не выдержавшим богатства.
А плохая земля — испытание? А как же! Послушайте, плохому танцору ноги мешают. Если я приуныл, мне всякая земля будет казаться плохой, мне и небо лужей покажется. Вера и есть Колумбово открытие: не просто Новая Земля — Новый Свет! Дадим, взойдем, вырастем, принесем! Хорош плодить!