Оглавление

Любовь. Приближенные Бога, придворные ближних

«Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10: 27).

Люди, которые высмеивают призывы любить всех, логически правы. Любить надо ближнего, с кем соприкасаешься, кому можешь сделать больно, а можешь сделать хорошо. Любовь к дальнему платоническая, ненастоящая, она всего лишь замаскированный эгоизм. Вон, рядом девочка тонет, а ты голодающего Африки любишь, а девочке руку не протягиваешь.

Логически верно, а на деле тут таится прескверный подвох. Если считать ближним только того, кто телом рядом, то очень скоро рядом окажутся лишь весьма неприятные и агрессивные манипуляторы. «Полюби меня, я твой ближний!» вламываются в жизнь чиновники, полицейские, политики. Заботу о тонущей девочке они любезно берут на себя, а взамен просят послужить в армии, помочь в борьбе с «сектантами», постеречь «традиционные ценности» и постоять в храме «государствообразующей религии» — ну, не молясь, а просто так, из долга перед ближним постоять. Мы ведь с одного двора, надо друг друга выручать, а?

Не а! У человека один двор — Вселенная. В бесконечности все равно далеки и равно близки. Один двор на всех. Согласиться с тем, что ближний — тот, кто рядом, означает предать не только того, кого схватили и увезли, но и того, кто умер или ещё не родился. Мужа в Сибирь сошлют, так что ж — теперь ему надзиратель ближний, а жене нового брать, кто первый на порог ступит? Хорошо, если это будет сосед, а если участковый...

«Царство Небесное приблизилось» — царство кесаря отдалилось. Ближний не тот, кто нуждается в твоей помощи, а тот, кто помогает тебе. Самарянин милосердный — ближний, а лидер нации, родненький такой, миленький, всегда маячащий в телевизоре на кухне — дальний.  На Небе все — ближние. Воскресение — не духом, а духом и телом, и потому тех, кто рядом тонет, надо не любить, а просто вытаскивать из воды, а любить надо тех, с кем не стыдно нагишом искупаться, с кем посмеёшься, если она тебе будет судно менять — или ты ей.

Кого любишь, тот и ближний. Помогать надо не ближнему, а тому, кто нуждается в помощи. Для того и голова на плечах, кто соображать, кому помогать, а кто может и потерпеть, кто не тонет, а лишь прикидывается. Для того и сердце в груди, чтобы отличать обман от искренности, нужду от манипуляции, любовь от чувства долга. Конечно, Бог не зря посылает того или другого человека в соседи, но не всякий сосед послан именно Богом, а то бы вагон метро в час пик был истинной церковью и уммой.

Кто-то остроумно подметил, что призывы экономить воду, мыло, не требовать стирки постельного белья ежедневно — обращают лишь к постояльцам очень дорогих гостиниц. Экология — причуда сравнительно богатых. Бедняку не до жиру. Не беспокоится о глобальном потеплении замерзающий от нехватки дров. Голодный не разбирается в диетах, а разбирается в объедках. Не до сортировки мусора тому, у кого за день всего мусора — козявка из носу и отклеившийся пластырь. Богатство очень, очень смягчает нрав. Даже надменный богач и то — вежливее надменного бедняка (гордость неразборчива, она и во дворцах, и в хижинах селится).

Многие неприятные черты «совка» молниеносно лечатся достойной зарплатой. Начинаем улыбаться, здороваться первыми, толерантность появляется из ниоткуда, готовность прощать и терпеть вздорность, склочность, глупость... Правда, те пороки, которые остаются, вообще никакими средствами не лечатся — наружными, во всяком случае. «Быть нищим духом» означает вести себя как богач вне зависимости от количества денег в кармане. Есть деньги, нет денег, — всё равно вежливо, кротко, спокойно, смиренно, словно ты можешь купить со всеми потрохами доставляющего тебе неприятности. Можешь его унизить, превратить в раболепного холуя, заставить ползать перед собою и лизать свои ботинки... Можешь — но зачем? Он не знает, что ты миллионер, Гарун-аль-Христос, вот и задирается... С высоты Небесного Иерусалима такими мелкими кажутся чужие грехи и такими крупными — добродетели...

В крайнем случае, это упражнение не помогает, можно удариться в другую крайность — я Лазарь, сидящий у дороги... Какая мне разница, какие грехи у проходящих мимо! Они могут кинуть копеечку, краюшечку, не сейчас, так завтра — в общем, невероятно бедный так же не будет злиться как на людей как невероятно богатый. Вот почему «нищий духом» означает ровно то же, что «духовно богатый». Однако, «нищий духом» — универсальнее и выразительнее, потому что опыт нищеты есть у каждого — детство (ребёнок не имеет ничего своего), в отличие от опыта богатства.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.