Быть верующим в наши дни означает прежде всего не быть неверующим. Поскольку неверующих большинство, быть верующим не совсем нормально. Более того, поскольку даже современные верующие признают, что в норме знание должно быть основано на доказательствах, а не на вере, быть верующим совсем ненормально. Верующий раздвоен: он признает, что знание должно быть доказуемо, но для знания о Боге делает исключение.
Верующий оказывается в положении человека с таким психическим расстройством, которое само по себе не мешает ему жить как психически здоровые люди. Верующий знает о себе, что он нормальный. Должен ли он относиться к неверующим как к ненормальным?
Быть неверующим так же нормально как быть верующим. Если человек не верует, это не его выбор, не его грех. Бог не дал веры. Верующий верует, потому что Бог дал Себя знать, а если верует только из конформизма, по привычке, то это не вера, а имитация веры, и вот это уже ненормально со всех точек зрения.
Означает ли это, что неверующие хуже верующих в земной жизни или что неверующим будет плохо в жизни будущей?
Нет. Верующий не должен выдумывать. Верующий открыл реальность Бога, поэтому верующий должен быть максимальным реалистом во всем, не занимаясь самообманом. Реальность такова, что неверующие обычно не хуже верующих людей, а если кто-то хуже, то не из-за неверия. В среднем верующие и неверующие грешат совершенно одинаково. Неверующему будет хуже в вечной жизни? Но вот Христос, описывая Страшный Суд, делит людей не на верующих и неверующих, а на тех, кто кормит голодных и помогает заключенных, и на тех, кто не кормит и не помогает. Почему Бог дает веру избирательно?
Возможно, вполне ясного ответа на этот вопрос невозможно получить в принципе, потому что появись такой ответ, вера перестанет быть свободной.
Два ответа есть, один приятный для неверующих, другой приятный для верующих. Приятный для верующих: Бог они дороги именно как неверующие (помимо того, что они люди, а Бог почему-то любит людей больше, чем люди сами любят). Мы думаем о мире как о стройке, Бог думает о мире как об оркестре. Мы не строители, мы музыканты. У строителей четкая специализация: кто архитектор, кто крановщик, кто дизайнер и т.п. С музыкантами сложнее. В конце концов, для музыки принципиальна важна тишина, молчание. Все инструменты никогда одновременно не играют, а иногда все вместе молчат. Богу виднее, какую партию в музыке единого человечества играют неверующие.
Разве не странно, если верующий очень уж озабочен существованием неверующих? А если вдруг Бог кажет, что не обязательно быть верующим, мы что, сразу обрадуемся и отбросим веру? Зачем в жизни лишнее обуза, так что ли? Или мы измеряем силу, качество нашей веры количеством обращенных из неверия в веру? Но это же материализм, который всегда про количество, а не про качество, Это не от Бога, даже посягательство на то, что во власти только Бога — давать благодать веры, открываться человеку так, чтобы он уверовал.
Неверующие — не проблема вообще. Не люди решают, быть или не быть неверующими, Бог решает.Проблема — псевдо-верующие, ханжи, фарисеи, фанатики, фундаменталисты. Как можно веровать в Бога и быть агрессивным, лицемерным, суеверным, карьеристом, превращающим веру и религию в средство самоутверждения? А вот ведь можно, и в каждом верующем есть псевдо-вера, которая не от Бога, а вот этих самых вполне материальных причин, которые неверующие считают единственной причиной религиозности: хочется утешить себя, развлечь, найти друзей, обосновать свои предрассудки и властолюбие на фундаменте с тысячелетней репутацией чего-то солидного… Верую, Господи, помоги моему фундаментализма, фанатизму и ханжеству сгинуть, а моему неверию быть фоном для моей веры и пуповиной, соединяющей меня с инаковерующими и неверующими!