Оглавление

Черный юмор и белая ирония Иисуса

«Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (Мк 14:7).

У Матфея и Иоанна одинаково нет слов «и, когда захотите, можете им благотворить», при том, что Иоанн радикально переписал весь этот эпизод.  В древнейших рукописях так называемой «западной группы» у Иоанна вообще нет этой фразы, поэтому логично предположить, что фраза была вставлена в текст Иоанна из текста Матфея. Это подтверждается и тем, что Иоанн говорит, что недоволен был только Иуда, а Марк (и Матфей) —  что роптали несколько учеников, и тут поучение обращено к нескольким людям, сказуемые во множественном числе. 

Почему Матфей вычеркнул слова «когда захотите, можете им благотворить»?

А в чем смысл этих слов? Зачем Иисус говорит самоочевидное?

В том-то и цимес, что банальность в таком контексте превращается в иронию. Самый частый вид юмора в Евангелии. Ни разу Марк не рассказывает о милостыне, которую раздавали бы ученики. Ни разу! А тут вдруг встрепенулись… Впрочем, и после, в «Деяниях» тоже про милостыню нищим ничего не говорится, а в самых ранних христианских наставлениях о милостыне сказано довольно сдержанно: не давай милостыню кому попало, подумай-присмотрись, не торопись расставаться с деньгами.

Собственно, все претензии классического — то есть, буржуазного — антиклерикализма были именно о том, что если бы забрать у Церкви деньги и раздать нищим… Ну, забрали. Эффект был близок к нулю. Помимо прочего, кстати, еще и потому, что конфискованные деньги до нищих не доходили, оседали в карманах конфискующих и их приближенных. Но хоть бы и дошли в целости и сохранности: ну, накормишь, а что дальше? Когда Иисус говорит раздать имение нищим, Он точно не полагает, что нищие исчезнут. Море нищеты  поглотит любое богатство, потому что нищета не от нехватки денег, а от нехватки человечности, справедливости, солидарности, творчества. И от избытка эгоизма, конечно.

Иеремиас указал на то, что в Талмуде помочь с похоронами считалось более добрым делом, чем подать милостыню. Логика своеобразная: милостыня — дело справедливости, похороны — дело милосердия, чистой доброты. Видимо, имеется в виду, что нищий может когда-нибудь и отплатить за добро, а покойник точно никак не отблагодарит. Только в случае с Иисусом намечается тогда двойной юмор в этой фразе: ведь воскресение же. Мы Его всегда имеем! Воздает ли Он? Умасливает ли нас? Готовит ли нас к похоронам? Вы знаете, а готовит. Собственно, подготовка к смерти вполне распространенное и в греко-римской культуре упражнение, но там — ты сам себе напоминаешь о конце, а Христос готовит не напоминанием, а Духом, приучает нас дышать не только воздухом, но и Богом, Жизнью Божьей.

Ср: юмор в Евангелии. - Милостыня

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.