Оглавление

Прощение как буржуазное занятие

Прочел книгу 2017 года Марины Архиповой и Марины Михайловой «Прощение». Авторы — епархиальные психотерапевты в Питере. Читаю и чувствую: что-то не то. Вроде бы все правильно, а что-то нехорошо...Копыто выглядывает, когда они упрекают некоего певца (Шевчука?), который в Украине выступал и приносил извинения за Россию. Но это мелочь. И я стал смотреть литературу, и вмиг Бог послал мне совершенно неизвестного мне Владимира Янкелевича (есть на трекере), эмигрант — ну, родился в 1903, умер в 1985 году. У него два текста, блестящая эссеистика, первая — «Ирония», вторая — «Прощение». И вот скажите, ну какой ютьюб? Не читать — значит, вы Рубского и Кротова знаете, а Янкелевича не знаете, а надо, ннадо знать Янкелевича!

Так вот, у него как раз об этой «православной психотерапии», в которой нет ничего ни православного, ни даже религиозного, а чисто буржуазное, причем мелко-буржуазное (у него есть еще об ироничном конформизме вяленых воблушек — отдельно потом выпишу). Так вот о тех, кто профессионально прощает — и себя, и Бога, и историю, и людей:

«Идея интеграции, то есть синтеза, не равняется идее преображающего прощения совершенно так же, как и идея постепенного износа. Мы говорили: забывчивый, по которому оскорбление скользит, не оставляя ни малейших следов, даже не знает того, что он должен прощать; злопамятный, затаившийв себе злые воспомнинания, знает, что и кому он должн прощать, но не желает этого. А тот, кто глотает и переваривает обиду, обладая резиновым желудком, и при этом не грешит ни недостаточной, ни избыточной памятью, уж этот-то хотя бы прощает обидчику? Конечно нет, переварить не значит простить!

Для переваривания и усвоения требуется больше практической ловкости, больше упругости и утилитарной гибкости, чем щедрости: эгоист владеет искусством извлечения выгоды из оскорблений, которе он получает ... да и сами оскорбления служат обогаще нию его опыта ... Может быть, и полученная пощечина станет лля этих поборников прощшения поводом для самоусовершенствования!

Подставляющий другую щеку не из любви к людям, как зповедал Иисус, а для упражнения собственной воли и сопротивлемости мстительным искушениям, для разминки сспособностей к адаптации, для более разнообразного синтеза ... — этот ловок и прожорлив, но не щедрый.... Его намерения — из всего получать выгоду ... И что, это означает простить? Нет, этот ахватнический аннексионистский синтез не открыт по отношению к «другому»: здесь речь идет развек что обо мне, о моей выгоде, о моей пркрасной душе».

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.