«Ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк 5:8).
Что, собственно, нечистого в бесновании? Человек в грязи катается, не моется? Нет, «нечистые духи» в евангельском тексте это виновники всякой «одержимости». Кликуша не обязательно грязная. «Нечистота» беснования… Гитлер, «бесноватый фюрер», был вполне чистюля, австриец же. Физическая нечистота — это может быть маленькое пятно, незаметное даже, но делающее предмет нечистым с точки зрения совершенства, идеала. Одежда для богослужения, церковная утварь, покровы на алтарь должны быть идеально чистой. Если представить себе общение как скатерть, то беснование это скатерть в дырах, и вся в пятнах, мятая.
Этот бесноватый не извергал богохульств, не ругал людей. Он кричал и бился о камни. Он не хотел жить в доме, с другими людьми, прятался в пещеры. Это — нарушение, отрицание контакта с людьми, включая самого себя. О Боге что уж говорить, ясно, что синагогу джентльмен не посещал и в Иерусалим не паломничал.
А теперь посмотримся в зеркало. Все вместе. Человечество. Все наши превентивные, оборонительные, справедливейшие войны — это война человечества с самим собой. Наши бомбоубежища и окопы — это пещеры. Для человечества человечность — цепи, которые сковывают движения, лишают свободы.
Дух нечистоты противоположен Духу Чистоты. Только Духа Святого редко никогда так не называют, а жаль. Дух Святой помогает нам говорить чистым голосом, без хрипов и маканий, без надрывов и лепетания. Дух — дает, а вот берем ли мы, а если берем, то как с этим обходимся, отдельная тема.