Оглавление

Бог потребления и Бог общения

Один атеист (я не помню его имени, но, кажется, это был американский атеист, птица редкая) сказал, что обращаться к Богу с молитвой нормально, ненормально думать, что Бог отвечает.

Точно! Бог — не отвечает. Отвечает человек. Вера начинается с открытия, что мои поиски Бога есть результат того, что Бог ищет меня.

Бог похож на Америку (не наоборот, упаси Бог). Колумб искал не Америку, Колумб искал Индию. Америка ему помешала, встала у него на пути, и это оказалось удачей. Чтобы искать Бога, нужно уже веровать в Бога, а рождаются люди неверующими.

Вера это не речь, которая заложена в человеке изначально как потенция и включается благодаря воспитанию. Первично неверие. Возможно, вера есть иллюзия, но это не врожденная иллюзия.

Конечно, неверующий не ищет Бога. Неверующий ищет смысл жизни или чего-то еще более расплывачатого. Человек может искать религии, которая бы помогла ему жить. Человек может искать чуда или любви.

Конечно, невозможно доказать, что вера есть ответ Богу. Неверующий всё равно будет убежден, что вера есть иллюзорный ответ на какие-то проблемы, когнитивное расстройство или психопатология. Ведь Бога нет и быть не может.

Субъективно, конечно, человек верующий часто ощущает коммуникацию с Богом как общение, в котором Бог иногда спрашивает, а иногда отвечает. Но есть странное ощущение, что Бог знает, о чем мы его спросим, раньше, чем мы зададим вопрос. И уж точно Бог знает, о чем мы его попросим раньше, чем мы попросим.

Спросить или попросить? Всё развитие духовности есть путь от просьбы к вопросу, как развитие любви есть путь от взаимного удовлетворения потребностей друг друга к общению друг с другом, от эротике-сексуального удовлетворения друг друга к жизни  друг в друге.

Монотеизм не в том, чтобы все просьбы обращать к одному божеству, а в том, чтобы общаться с Богом. Если мы только просим единого Бога, не слушая Его, пытаясь использовать Его для удовлетворения своих нужд, то мы не монотеисты, мы язычники, мы нарушаем заповедь «не сотвори себе кумира». мы не общаемся с Богом, мы поклоняемся Его изображению, материальному или невидимому. Мы превращаем Бога в подобие Бога.

В наши дни споры о монотеизме ведутся как споры потребителей о производителе. Бог — монополист по производству благополучия, здоровья, счастья? Монотеизм в том, чтобы обращаться с прошениями к главе супер-монополии.

Если древние иудеи верили, что у Ягве есть жена Ашера, они были монотеистами?

Если я считаю Иисуса Богом, я монотеист?

Я не монотеист, если отношусь к Богу как к дойной корове или к банкомату.

Если язычник относится к Богу не потребительски, этот язычник — монотеист.

В конце концов, любой иудей любого времени считал, что есть Бог, а есть Дух Божий. Святой Дух. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».

Дух Божий это второй Бог?

Христианские богословы IV столетия побоялись, редактируя Символ веры, назвать Духа Богом.

А вот чего они не побоялись, так это молиться Духу Божию. Греческой молитве «Царю Небесный» соответствует латинский гимн «Veni Creator Spiritus», и в обоих текстах к Духу обращаются как к Богу. Лютер так и перевел: «Komm, Gott Schöpfer, heiliger Geist».

Мы спрашиваем о Христе или мы спрашиваем Христа? Мы пытаемся дать определение Иисусу или мы видим Его глазами веры, слышим Его сердцем, отвечаем Ему жизнью? Если мы ищем определения, мы идолопоклонники, мы многобожники,  мы занимаемся магией,мы хотим командовать Богом и для этого изучаем Его.  Это извращение можно возвести в квадрат: мы подчиняем себя Богу, чтобы от Его имени угнетать других людей.

Если Иисус для нас жив и Дух Божий — Дух Иисуса, то это монотеизм. Вера общения монотеизм, вера потребления и/или господства — политезим, магизм, язычество.

См.: Троица - Монотеизм - Дух Святой - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.