«Который пришел для свидетельства,
Свидетельствовать о Свете,
Чтобы все поверили через него» (Ио 1:7).
Если бы я был заурядный библеист, я бы заявил, что слова «чтобы все поверили через него» — позднейшее добавление, слегка испортившее прекрасное двустишие. Но лучше я скажу, что это хокку.
Странно, что и Браун, и Десницкий переводят «Он пришел как свидетель» — это устраняет перекличку с тем же самым словом у 1 послании Иоанна (и не только). Именно «свидетельство», не «свидетель». Да, тавтология – так именно для того, чтобы вышел дистих.
Объявить третью образовавшую строчку вставкой невозможно уже потому, что тут перекличка с третьим стихом: всё стало существовать через Иисуса. «Через него» — «ди ауто». Перекличка и в то же время проведение твердого различения: через Иисуса всё создаётся, через Иоанна всё человечество обретает веру. Тут речь именно о человечестве – «панта» это не все мужчины, не все современники Иоанна, а просто все люди.
«Все» — это и автор этих строк, и кто угодно. Кто верует, тот верует благодаря Иоанну. Идея, что тут Иоанн принижается, много сообщает об авторах идеи, которым всюду чудится конкуренция за первое место. Бог создал, Иоанн возвращает создания к Богу. Куда выше?!
Иисус и Иоанн противостоят друг другу, но не соревнуются друг с другом. Иисус рядом с Иоанном неудачник, отверженный, Его — не приняли. Иоанн же — принят, «все уверовали через него». Ни о ком не говорится ни в Евангелии от Иоанна, ни в других, что «имярек уверовал благодаря Иисусу». Но это нимало не унижает Спасителя. Иисус — свет, а не звук. Вот почему Иисус спокойно принимает от Иоанна очищение — Он не проповедует (если бы Его поступок был примером, это был бы абсурдный пример), Он светит, наполняя собой древний обряд. Звук зовёт к себе, а свет, напротив, снисходит к другим. Звук без отзвука — не звук, но свет без отсвета — не менее, а более свет.
Слово не существует помимо произносящего слово. Может Бог войти в душу человека напрямую, без слов, молча, без Торы, без Евангелия, без проповедников? А как же! Может, но не пользуется этой возможнотью. Бог предпочитает рискнуть, но говорить с людьми словами, через людей. Будут ошибки, будет илолопоклонство, извращения, манипуляция. Но не будет превращения Бога в игрушку эгоизма, в леденец за щекой. Лучше пусть Слово Божие будет гвоздём, осколком стекла, чем леденцом, который рано или поздно растворяется. Потому что Слово Божие – о единстве людей, о солидарности, о единстве в словах, в общении, и вести к такой солидарности через бессловесное внутреннее щекотание решительно невозможно. Превратить воду в вино – не проблема, но без слов приобщить к словам и Слову – невозможно даже Богу. И слава Богу, что наша жизнь – жизнь говорящая и слушающая.