«Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6:28)
«С больной головы на здоровую». Главное убежище негодяя — свалить вину на жертву негодяйства. «Ты что, обиделся? Ну ты обидчивый!»
Вообще, поразительно мало слов, которыми человек описывает себя как грешника, зато куча слов, которыми описывают другого как грешника. Развратник не говорит о себе «я развратник», зато легко говорит о своих жертвах «развратницы». Насильник не себя называет насильником, а жертву — распутницей. Другой — враг, а я — нет, я не враг, и своему врагу я не враг, я хороший. Быть врагом плохо! Мой враг — плохой человек, а я хороший человек, я ему не враг.
Не обижаться — невозможно. Обида — физиологическая реакция, нейро-физиологическая. Можно затаить обиду, задавить, но обида всё равно будет. Не стыдно обидеться, стыдно обидеть. Это очень правильно современная буржуазная мораль гласит. Другое дело, что современная буржуазная мораль не очень последовательна. Бельгийский буржуа извинится перед бельгийской лесбиянкой, что не регистрировал ее брак, но не извинится перед Конго.
Хорошо было в России XVII века: обиженные подавали царю челобитные с перечнем нанесенных им обид. Тогда писали не «нанесенные», а «чинимые», как будто обидчики что-то чинили-подправляли в обидах. Много столетий прошло, и возобладала людоедская мораль: я тебя ем, потому что ты плохой, обидчивый. Ушли в прошлое блаженные времена, когда на обиженных всего лишь воду возили.
При скудости слов, обозначающих системное занятие грехом, остается одно слово: «агрессивность». Ну, можно еще «гневливость», но оно уже архаичное. «Раздражительность» — не проходит, оно обозначает не совершенный поступок и потому с легкостью может быть приклеено как раз на обиженного. Не я тебя раздражаю, это ты раздражительный.
Можно использовать греческое слово, евангельское: «эпереадзонтон». Это причастие («обижающие»), но если прибавить одну буковку «т», выйдет вполне существительное. Человек, склонный обижать— «гиперзонтонт». Вроде мастодонта, только хуже. Некто с огромным зонтом и бьет, от кого не боится получить сдачи.
Гиперзонтония — одно из мощных средств доминирования. Отобрал у человека дом, страну, здоровье, и грозно спрашиваешь: «Ты же не обиделся, я надеюсь?» Обижаться — экстремизм, психологический тер...ризм.
Надо обижаться! Конечно, на реальные, а не мнимые обиды, но даже оговаривать, что некоторые обиды мнимые — уже путь к манипуляции. Мол, сто раз подумай, не мнительный ли ты. А чего я буду думать, что ты меня обижаешь, обвиняя в мнительности? Ты же у меня свободу отобрал почему? Потому что ты мнительный, тебе в любой свободе чудится угроза стабильности и благосостоянию. Твоему благосостоянию, твоей власти.
Учиться обижаться не следует, просто не надо себя сдерживать. А то как Джек Потрошитель: днём весь такой из себя сдержанный, апофеоз самообладания и прикушенной верхней губы, а ночью режет женщин на мелкие кусочки. Не обижает, заметим, просто кромсает. Сдержанность — тоже часто средство манипуляции. Да всё на свете может быть средством манипуляции!
Адам и Ева обидели Бога? Обидели. Бог обиделся? Ничуть. Бог отодвинулся, освободил им место. Адам и Ева страшно обиделись и с тех повторяют: «Если Ты такой всемогущий, почему терпишь наши страдания? Ты что, обиделся?» Бог и так, и сяк, а мы всё талдычим: «Ты что, обиделся?» Это вообще-то смертельное оскорбление, буквально: Христа-то распяли. А чего Он обижается? «Мир во зле лежит», «уши жиром заплыли», «глаза таращите и не видите». Оченно обидные аши слова, товарищ Иисус! Пожалуйте на крест за оскорбление законной власти!
Так хочется выгородить себе в мире пространство, где бы нас никто не мог обидеть. Эдакий пузырь, кумпол непрошибаемый. Вот такое хотение и порождает самые страшные преступления, когда во имя самообороны истребляют кучу людей. «Всех убью, один останусь». Недостижимая цель! Останешься один — тебя будет обижать внутреннее «я». Оно такое, бессовестное!
Проблема не в том, что обиды нам только снятся. Проблема в том, что обид в мире куда больше и они куда огромнее, чем кажется. Сосед обидел? Государство — одна сплошная обида! Цивилизация — обида! Мировая культура — обида на обиде! Просто маленьких обидчиков осуждают и даже иногда наказывают, а если обидеть целый народ или все человечество, так ты герой, титан, наполеон.
Не обижаться нельзя. И Бог обижался. А как не обидеться, когда Ты к ним со всей душой, с ручками и ножками, Иисус Христом, а они в Тебя гвоздик тюк... И еще один гвоздик — тюк... Обиделся Иисус, иначе был бы не настоящий человек, да и Бог был бы неполноценный. Обиделся, да еще как...И что?
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34).
Что, в самом деле не знали? Конечно, не знали, они же не Иисуса гвоздиками обижали, они цивилизацию спасали. И так оно и до сего дня — одни спасают человечество, Другой прощает человечество. С кем быть, кем быть — это уже каждый сам, сам... Но лучше с Духом Святым. Но кто не обиделся, того даже Дух Божий не вдохновит на прощение. Так что не надо бояться быть обиженным, надо бояться не успеть простить обидчика. Иногда на это считаные секунды, так что цигель, цигель, аллилуйя!