«И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той» (Мк 10:9).
Вновь хорошо видно, что первоначальный рассказ у Марка, а Матфей и Лука редактировали, причем не слишком удачно. Марк в этом рассказе обыгрывает тему пути как освобождения и Исхода, ведь у него Иисус сопоставляется с Моисеем. Вообще, сам эпизод выглядит странно, немотивированно: какая-то вылазка в чужую страну, с еврейского побережья Галилейского моря на побережье греческое. Как если бы сегодня — из Тверии на Голанские высоты.
Марк не говорит, зачем Иисус предпринял эту вылазку. Он же не мог знать, что там будет бесноватый? Значит, цель была какая-то иная?
Да вот не было никакой другой цели. В реальности, наверное, была, но Марк превращает реальность в символ. Иисус пересекает море с учениками, но это вылазка в мир рабства, рабства у бесов и рабства у неверия — ведь Гадара населена греками, поэтому и свиней разводят. Этот мир бесовщины и рабства недоволен. Иисус для него угроза. Бесы просят «не высылать их вон».
У Матфея бесы просят вселить их в свиней, у Луки — «чтобы не велел им идти в бездну». «Выслать вон» это совсем другое.
Более того, у Марка греки просят Иисуса уйти, Матфей это сохраняет. Лука вставляет пояснение: «И просил Его весь народ Гадаринской удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом» (Лк 8:37). Чего испугались? Непонятно. У Марка симметрия: бесы просят не высылать их вон, жители Радары высылают вон Иисуса.
У Марка любопытно и значимо противопоставление «страны» и «пределов». По-гречески «хора» и «орион». Бесы просят не высылать их из «хоры», гадаринцы просят Иисуса уйти из их «ориона». «Орион» это ровно то же, что «Украина», «фронтир». «Хора», скорее, «округа» — отсюда, кстати, и «хоровод» как танец по кругу («коловращение»), да и «хор» — это певцы, которые первоначально ходили по кругу. Бесы и неверующие одинаково замкнуты в своем мирке, отгорожены от Бога. «Кружат бесы, вьются бесы». Тут опять «матрешка»: бесноватый замыкается в пещере, «гробницы» — это пещерные склепы, бесы замыкнуты в «хоре», язычники — в «орионе».
Исцеленный просится с Иисусом — он поступает прямо противоположно и бесам, и язычникам, но и его желание Иисус не выполняет, а посылает в «орион», в «пределы», чтобы проповедь исцеленного, освобожденного, превратила замкнутую линию обороны в линию пунктирную. Иисус взламывает замкнувшееся, обособленное, а уж выходить или нет, решаем мы.