Есть выражение «обманчивая простота», но бывает и обманчивая сложность.
Евангелия Матфея, Марка и Луки кажутся очень похожими друг на друга и резко отличающимися от произведения Иоанна. Со II века начиная сопоставляли тексты евангелий. Выходило так, что Марка, Матфея и Луку легко свести, а Иоанн особняком. «Сводка» по-гречески «синопсис». Метеорологи называются синоптиками, потому что изучают погоду, делая «сводки» различных наблюдений. «Синоптиками» назвали и Марка с Матвеем и Лукой, и их евангелия — «синоптические», легко сводимые вместе, синхронизируемые. Иоанн — отдельный разговор.
Это поверхностный, механический подход к анализу.
На самом деле, даже наоборот: именно евангелие от Иоанна легче соединить с евангелием от Марка. Просто Иоанн многое сократил, он меньше Матфея и Луки добавил. Впечатление, что Иоанн — исключение, возникает потому, что Иоанн добавил длинные речи, а не описание событий.
Марк начинает с описания встречи Иисуса с Иоанном Предтечей. Иоанн сохраняет это описание, опускает многие его детали, словно рассчитывает, что читатели эти детали отлично знают, зато пишет от себя размышление о самом смысле пришествия Христа. Размышление оказывается длиннее описания! Это размышление, начинающееся знаменитым «В начале было Слово», — первый длинный монолог у Иоанна, причем это монолог самого Иоанна. Авторский комментарий. Проповедь. Жанр очень личный и редкий, во всяком случае, в евангелиях. Вот в посланиях апостола Павла таких проповедей-размышлений очень много.
Затем Иоанн опускает рассказ об искушении в пустыне, но сохраняет рассказ о призвании рыбаков. После этого Иоанн опускает целых пять глав — а их у Марка всего-то 16-ть.
Затем Иоанн вставляет два уникальных рассказа о призвании Нафанаила и о браке в Кане и присоединяет к ним рассказ об изгнании торгующих из Храма, который у Марка в 11 главе, в самом конце повествования.
После этого Иоанн вставляет три больших речи. Первую, самую большую (370 слов), Иисус произносит в беседе с Никодимом (о рождении от Духа), вторая вложена в уста Иоанна Предтечи (140 слов), третью Иисус произносит, беседуя с самарской у колодца (87 слов).
Далее Иоанн опускает рассказы Марка об отправлении Двенадцати на проповедь и о гибели Предтечи, но сохраняет два важнейших эпизода Марка: умножение хлебов и хождение по водам. Почему эти эпизоды «важнейшие»? Потому что Марк строит свой текст как сравнение Иисуса с Моисеем — Моисей спасал от рабства у египтян, Иисус спасает от рабства у греха. Умножение хлебов, насыщение хлебом пяти тысяч человек — симметрично рассказу о манне небесной, которая спасла голодавших по молитве Моисея. Хождение по водам — симметрично прохождению евреев через воды Красного моря.
Современный читатель вообще не видит, что Марк последовательно сравнивает Иисуса с Моисеем, строит на этом композицию. Мы просто не знаем, к примеру, что Моисей начал с ухода в пустыню. Правда, Иоанн убрал рассказ о Преображении, где Моисей оказывается рядом с Иисусом, но зато речь Иисуса на Тайной вечери, последняя и самая длинная, в структуре евангелия занимает то же место, что предсмертная речь Моисея в Торе. Сравнение Иисуса с Моисеем было очень естественным для первых учеников Христа, оно пронизывает и Послание к евреям, и Послание к римлянам (где Моисей назван «первый Моисей» — второй Моисей это Иисус), и Послание к коринфянам, где крещение («очищение») — это прежде всего прохождение с Моисеем через море.
После этого Иоанн вставляет две большие речи. Они еще длиннее первых пяти. В 6 главе — речь Иисуса со словами о необходимости есть Его Тело и пить Его Кровь. Иисус — настоящая манна, спасающая не на время Исхода, а навсегда. В этой речи 640 слов, больше, чем в пяти предыдущих вместе взятых, но в следующей речи 1240 слов (вместе с репликами слушателей). В этой, седьмой речи Иисус говорит о Своем единстве с Богом и Своей грядущей смерти.
Затем Иоанн опускает сразу несколько эпизодов евангелия от Марка (в 6-8 главах), словно заботится о том, чтобы его текст не был намного длиннее. Но Иоанн сохраняет рассказ Марка об исцелении слепого — этот рассказ важный, он у Марка начинает рассказ о Страстной неделе. Исцеленный слепой может увидеть главное, и это главное не чудеса, а крест. Следует восьмая речь Иисуса — 340 слов, о Христе как пастухе, который отдает жизнь за овец.
Далее Иоанн опять резко сокращает Марка, изымает главы 8-13. Пять глав! Если бы Иоанн не сократил текст Марка так радикально, то евангелие от Иоанна было бы длиннее евангелия от Марка не на треть, а в два раза.
Единственное, Иоанн из этих глав сохранил описание изгнание торгующих из Храма, но перенес его на другое место, в начало своего текста.
Затем Иоанн дает девятую речь Иисуса, чуть короче предыдущей, 220 слов, о том, что Он не виноват в богохульстве.
После этого Иоанн рассказывает о воскрешении Лазаря, и это воскрешение у Иоанна становится причиной заговора против Иисуса. В очень измененном виде Иоанн сохраняет повествование Марка о заговоре и о помазании миром.
К рассказу о входе в Иерусалим Иоанн присоединяет десятую речь Иисуса о суде над миром.
Эпизод с предательством Иуды Иоанна бережно сохраняет, после чего идет одиннадцатая речь Иисуса, 4 главы, 2200 слов. Одна эта речь длиннее всех предыдущих вместе взятых! Всё евангелие от Марка — 10 тысяч слов.
Рассказ о распятии и воскресении Иоанн сохраняет достаточно близко к тексту Марка, хотя некоторые детали передает иначе.
При этом Иоанн ничего не говорит о самоубийстве Иуды — как и Марк ничего об этом не пишет, это событие описано лишь Матвеем и Лукой.
Можно предположить, что Иоанн располагал таким текстом евангелия от Марка, где не было эпизодов, отсутствующих у Иоанна. Но это ничего не меняет, да и предположения такие избыточны. Важно, что композицию Марка Иоанн сохраняет, в том числе, непропорционально подробный рассказ о Страстной Неделе — превосходная литературная находка Марка. Но вот десять дополнительный длинных монологов — это радикально меняет всё впечатление. Заметим, что это именно монологи, хотя формально некоторые из них даны как диалоги (с Никодимом, с самарянкой). Но реплики в этих «диалогах» носят очень пассивный характер, они только «разбавляют» монолог, делая его более легким для восприятия.
Длинные монологи в евангелии от Иоанна решительно мешают восприятию текста как жизнеописания. Иногда они вытесняют детали, как, например, в самой первой главе размышления о Слове вытеснили собственно описание крещения Иисуса. Совсем трудно ощутить сопоставление Христа с Моисеем. Но как бросить в Иоанна камень: монологи уж очень хороши!
Длина монологов нарастает. Первые 10 — 3500 слов в сумме, последняя, на Тайной вечери — 2200 слов, всего 5700 слов из 14 тысяч слов евангелия от Иоанна.