Оглавление

Кто кого везет

«Иоанн свидетельствовал о Нём
И провозглашает, говоря:

— О Нем я сказал, что Идущий после меня опередил меня,

Потому что был передо мною» (Ио 1:15).

Вот это — да, вставка. Тут разрыв текста очевиден, потому что разрывается мысль о «полноте». Но и вставка сделана со смыслом, она развивает другую мысль разорванного предложения — о том, что Иисус «от Отца», что еще до того, как стать человеком, Иисус был в Боге, был Слово и т.д.

В греческом оригинале тут юмор каламбура, а не теология: «впереди» — «эмпростен», «прежде» — «протос». «Протон» в греческом это еще и «начальник», «первенствующий», как в латинском «принцепс».

Вставка вовсе не глупая. Христианином не рождаются, христианином становятся. Сперва родиться, потом открыть Бога, потом открыть, что Иисус — Он, Единственный, Тот самый. Так что высшее в нашей жизни приходит — с нашей точки зрения — после того, как мы уже изрядную часть жизненного пути прошли. Да и Бог — это слово всегда традиционное, всегда из прошлого, минувшего. Пора бы на свалку отправлять. А потом глядишь — елы-палы, Тот, Кто дышал мне в затылок Духом Святым, я ж Ему в спину смотрю, Он ведет Меня за собой, не я Его на саночках везу…

*  *  *

Предтеча здесь обыгрывает двойное значение понятия «первый» — первый во времени и первый в пространстве, первый в иерархии людей. Иисус — Бог — важнее, потому что раньше. Эта шутка, однако, ещё об одном: Иоанн — «Предтеча», то есть он шёл к людям как предшественник, он шёл первым, чтобы «приготовить дорогу». Он идёт первым, потому что считает себя вторичным. Он — не последователь, он — пророк. Потом это взвалит Иисус на апостолов: пошли вперёд, Я за вами...

Хорошо быть последователем, учеником Иисуса — за Его спиной можно и в носу поковырять, и водочки отхлебнуть. Господь прокладывает узкий путь, а мы по этому путю путюшествуем. Последователи не красуются на трибунах, не светятся в газетах, зато им интересно жить — ведь можно разглядывать Бога, пускай хотя бы со спины (спина Христа — это иконы, Его изображающие, как Библия — спина Духа Святого). А вот быть «посланцем», идущим впереди Христа, — преудивительное занятие. Сам Бога не видишь, Он ведь у тебя за спиною. Видишь людей, причём прежде всего с той их стороны, которая ещё с Христом не познакомилась. Веришь, что Христос у тебя за спиной...

Если бы Христос был спецназовец, можно было бы за спину не бояться. А так... Спереди грозят пощёчины, и Спаситель из-за спины нашёптывает: «Подставляем!» Сзади — что-то сучковатое, корявое, тяжеловесное как чемодан с книгами... Крест, так перетак! Пожалуй, лучше уж подставить щёку пощёчине, чем руки — гвоздям. Но какие наши кресты! Будут последние первыми сказано ведь и об очереди на Голгофу. Это как в магазине иногда стоит в кассу длинная очередь, прибегает второй кассир, и сразу к его кассе бегут те, кто стоял в конце очереди. Они стали первыми… Ну так и Иисус. Пока мы стоим за здоровьем и успехом, Он перебежал к кассе, за которую сел Понтий Пилат.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.