Уже в глубокой древности христиане считали евангелие от Иоанна особо «возвышенным». Символом Иоанна сделали орла, потому что тот высоко летает. Ближе к небу и Богу, чем к земле.
Это неверное понимание христианами, но оно объясняется вовсе не христианством. Иудеи точно так же умеют перебарщивать с похвалами и с вытеснением. И с буддистами такое бывает, и с мусульманами, и с материалистами. Почему? Вытеснение — это разновидность идолопоклонства, когда живые отношения заменяются отчуждением.
Такое бывает в отношениях между людьми, когда кем-то начинают чрезвычайно восхищаться, чтобы выглядеть таким слабым и беспомощным, что, увы, ну не могу я быть таким же! Вы герой, а я простой человек...
Бывает такое и в отношениях с Богом: Бог такой великий, Иисус настолько выше меня, что я Ему поклоняюсь, но, конечно, жить, как Он, для меня нереально.
Иоанн совершенно о другом. Он не аллилуйщик, Иисусом особенно не восхищается, он просто Им живет и боится Его потерять, а вместе с ним потерять и себя. Иоанн боится стать как Иуда. Он ненавидит Иуду и это проявляет, в отличие от других евангелистов. Наверное, он вместе с другими на Тайной вечере, когда Иисус сказал «один из вас предаст Меня», воскликнул: «Не я ли, Господи?!» Его евангелие не вообще о том, как следовать за Иисусом, оно о том, как Иисус помогает не стать иудой.
Очень прагматический подход ко Христу. Не «кто Он», а «что Он может». «Вот это стол, за ним едят, Вот это стул, на нем сидят». «Пролог» евангелия от Иоанна именно об этом: Иисус — Слово, из этого Слова — жизнь, такая жизнь, что как рождение заново, и в этой новой — свет, благодать, истина. Машиах, не Машиах, неважно. Иоанн вообще называет Иисуса Богом в матке (да-да) Бога. Кляйн нервно пьет из своей бутылки в сторонке. Главное — вот Иисус, Он меня рожает, делает мне Второе Дыхание, разгоняет тьму, становится между мной и враньём, ложью, обманом. Вот это стол, за ним едят, вот Иисус, Его едят, вот Дух Святой, и Им дышат.
Это ж куда важнее, чем какой-то царь Израиля? Суверенитетом жив не будешь, а Духом Христа — живём!Ишь, машинах, машинах, реставрация независимого Израиля — и кто я в этом независимом Израилем от моря до моря буду? Дворником? Богачом? Не хочу, а хочу быть золотою рыбкой! Вот это и означает быть христианином — хочет голодный есть, я его накормлю, хочет бабка новое корыто, я старое починю… А всё Христом, Христом! Ай да Ешуа, ай да Божий Сын!