«Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк 8:16).
Послание галатам противопоставляет свободу рабству как небо — земле, как ханжество — Воскресению Христову, как закон — благодати.
Непривычная для нас манера: символом свободы выбрана жена Авраама Сарра, которая долго не могла родить, а символом рабства — рабыня Сарры, которая родила Авраама Измаила:
«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам».
«Не убий» это закон, это приказание рабу. «Люби врага», «прости» это свобода. Закон — это терпеть, сжав зубы, и далее послание сравнивает неверующих в Воскресение Христа с евреями, которые живут в оккупированном, порабощенном врагами Иерусалиме, а верующих — с жителями небесного Иерусалима.
Что ж, «если у тебя есть лимон, сделай из него лимонад». Автор послания жил не в Иерусалиме, а в Малой Азии, но сделал из своего не-иерусалимства лимонад свободы.
Жить по закону — как светить под горшком. Внутри, может, и любовь, а снаружи — ответственность, суровость, подтянутость, мы же рабы Всевышнего, мы должны держать высоко… Да не нужны Всевышнему рабы! И продолжение нашего рода Богу не нужно, Он хочет, чтобы мы были Его родом, а не каким-то отдельным, на выселках. Ради своей семьи можно убить, а ради Божьей семьи убивать нельзя, и проедать людям мозги поучениями нельзя. Но ведь тогда на нас нападут и убьют? Может быть, хотя совершенно не факт, но лучше быть убитым и воскреснуть, чем убить, умереть и опять же воскреснуть, но с ужасом от того, что ты натворил вместо того, чтобы творить и любить.
Жить по закону — это у тебя есть виноградник, ты его сдал в аренду, а арендаторы и денег не платят, и даже твоего сына убили, чтобы присвоить виноградник себе — притча в Мф 21:33. Иисус спрашивает: что владелец виноградника должен сделать со злодеями? «Предать злой смерти», отвечают слушатели.
Всё! Вы — рабы виноградника.
Евангелие — о Владельце Земли, у Которого Сына убили. Таки что Бог сделал? Простил! Иисус на Кресте неотмщённый, Иисус на Кресте простивший — как свечка на горшке.
Вот — свобода.
Город на горе — прекрасно. Но это город, где живут рабы, боящиеся, что на них нападут, обратят в рабство, поубивают. Выше! Еще выше! Не надо двигать горы, надо себя двинуть выше горы, выше земного Иерусалима, выше тревог, справедливости, ответственности, выше надежности — к надежде, вере и любви высшего Иерусалима.
[По проповеди в воскресенье 22 сентября 2024 года. Проповедь была плохая. Она была затянута (13 минут), она состояла из трех тем, то есть, из трех проповедей, она была не структурирована, рыхлая, кудреватая. Отчасти это объяснялось тем, что был праздник, посвященный Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы Марии, и было не одно, а два евангельских чтения, но на то я и человек, чтобы с такими деталями справляться. Ну, конечно, этот текст вариант сильно исправленный.]