Оглавление

Расширяйсь!

«Говорит ему Иисус:
Омытому нужно только ноги вымыть, а в целом он чист.

И вы чисты, но не все.
Он же знал, кто предаст Его, поэтому сказал «не все чисты».

(Ио 13:10-11)

 

Этот стих и следующий, где объясняется, что «не все» - это об Иуде, многие литературоведы объявляли вставкой. У них ведь была Концепция. Возвышенное мистическое рассуждение, тут про обряды омовения как символа греха, а про Иуду это бытовая мелочь.

До логического конца это довели горе-исследователи (или ура-исследователи?), которые объявили Иуду любимым и вернейшим учеником Иисуса. Тогда и все евангелие отправляется в корзину как вставка в их представления о верности, разумности, человечности.

Понятно, что тут проблемы не литературы, а литературоведов. В России первый такой «литературовед» был Леонид Андреев - кстати, мой сосед по Пресне. Он жил перед войной на Средней Пресне в доме 34. Теперь «Средняя Пресня» это улица Заморёнова, большевика с Трёгорки, причем именно на ней огромная поликлиника, когда-то для московских аппаратчиков, а теперь для плебса, аппаратчикам построили новую. Дом 34, как и 32, и еще десяток между Средней Пресней и Красной Пресней снесли при Брежневе и выстроили длиннющий дом. А жаль, в квартире Леонида Андреева бывал Чуковский, можно было бы мемориальную доску повесить, Корней Иванович это первый литературный эшелон, и не только благодаря Мойдодыру. Все знают, что фамилия его отца - Левенсон?

Что возвращает нас к Иуде, потому что как отец Чуковского бросил жену и сына, так Иуда бросил Иисуса. Выбросил из своей жизни за ненадобностью, и даже смог найти покупателя, который заплатил и, более того, произвел самовывоз из Гефсиманского сада.

А для понимания этой фразы совершенно достаточно евангелия от Марка, что подтверждает гипотезу о том, что Иоанн писал своеобразный комментарий к Марку. Знаменитый мем про «не входящее в уста, а исходящее из уст» имеет ведь продолжение. Входящее в человека «выходит вон, очищая всякую пищу», а вот выходящее из человека…

«Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - всё это зло извнутри исходит и оскверняет человека» ((Мк 7:21-23).

Желудок очищает, «катаризон», человек сам себя загрязняет. Мысль о предательстве - нечистая мысль. Нет в человеке такого органа, который может эту нечистоту убрать. Эту нечистоту может убрать лишь Создатель человека.

На самом деле, тут любопытная формулировка «вы катары, но не все». Иисус мог сказать «вы чисты все, кроме одного». «Не все» - более сложная формулировка, и она тоже возвращает к евангелию от Марка, где Иисус говорит «один из вас предаст Меня», и ученики смущены: «Не я ли?», спрашивает каждый.

«Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил», говорил Дмитрий Карамазов. Мол, «высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским». Это ровно то же, что у Алексея Толстого: «Начнем как боги, кончим как свинья», и, как и у Толстого, очень по-библейски, потому что и свиньи с Содомом - символы нечистоты именно в Библии, включая Евангелие, и Мадонна из Евангелия, и даже формулировка нашего секулярного века про идеальную жену, которая днем Мадонна, а ночью Магдалина, днем Иерусалим, а ночью Содом - вполне библейская, секулярной эта формулировка стала только у Стивенсона, днем доктор Джекил, ночью потрошитель Хайд.

В общем, какое там «широк человек»! Достоевский это повторит устами Свидригайлова, сузив до «Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности».

Золотые слова! Широк всякий человек, и предательство, как и любой грех, страшно сужает человека. Грязь скукоживает, тем паче носителя бельяы. Что до «особенной гениальности», так она и есть то, что отличает человека от обезьяны, от ощипанной курицы, от мешка с костями. Есть в каждом гений - и этот гений есть образ Божий, Дух Святой, одновременно и Бог, Который запросто может покинуть человека, если тот станет широкой выгребной ямой, а может и вселиться в человека так, что станет неотличим от человека. Да, мы все иуды, но не каждый иуда на все сто процентов. Иным нужно немного отряхнуться, иным достаточно сказать «господипомилуй», а кое-кому нужно свернуться в стиральную машину и себя центрифугировать до конца жизни. Цель определена, за работу, товарищи, как говорил очередной Хайд.

 

См.: Иуда - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.