В воскресном чтении 2 Кор 6:16-18 — в Брюссельской Библии дана такая разбивка:
Вы храм Бога живого (в издании «живаго»), как сказал Бог:
«Вселюсь в них и буду ходить в них;
И буду их Богом,
И они будут моим народом».
«И потому выйдите из среды их
И отделитесь, говорит Господь,
и не прикасайтесь к нечистому:
и я Прииму вас».
«И буду вам Отцом,
и вы будете Моими сынами и дщерями»,
говорит Господь Вседержитель».
Во-первых, весь мой опыт вычленения двустиший в Библии говорит, что слова «говорит Господь», вообще «говорит имярек» в дистихи не входят. Они вводят прямую речь или замыкают, выполняя функцию нашей красной строки и тире (или кавычек).
Во-вторых, тут идут цитаты, но цитаты не буквальные, измененные. В Лев 26:11-12:
«И поставлю жилище Мое среди вас,
и душа Моя не возгнушается вами.
И буду ходить среди вас и буду вашим Богом,
А вы будете моим народом».
Тут симметрия между «буду/будете».
В новозаветном же тексте симметрия совсем другая, точнее, даже две пары: «вселюсь/буду ходить» и «буду/будут».
У Исайи: «Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!» (Ис 52:11)
Тут в обоих дистихах одинаковая первая половина: выходите/не касайтесь, выходите/очистите.
Эти строки продолжают предыдущий текст, который тоже легко разделяется на двустишия. Напоминаю, что текст не читался глазами, а деклировался для неграмотных, соответственно и писался. Паузы, паузы — они делали слушание текста увлекательным процессом. Декламация — великое искусство.
Прежде, чем дать текст в виде дистихов, еще одно соображение. Очень древние слова о Боге, который ставит жилище среди освобожденных от египетского рабства евреев, идут за крайне модернистским, новым, от души монологом Павла:
«Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, только бы нам и одетыми не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа»(5:1-5).
Вот здесь дистихи никак не вычленяются, дистихи обычно там, где что-то говорится «свыше», а тут «снизу», от Павла о Павле. Бог ставит Свою скинию среди освобожденных от рабства — отлично! Но куда важнее, что будет освобождение от зла — не уход в бестелечность, а исход в Бога всей вселенной человеческой.
«Во время благоприятное Я услышал тебя
И в день спасения помог тебе.
Вот, теперь время благоприятное,
Вот, теперь день спасения».
Мы никому ни в чем не полагаем претыкания,
Чтобы не было порицаемо служение,
Но во всем являем себя, как служители Божии,
В великом терпении,
В бедствиях,
В нуждах,
В тесных обстоятельствах,
Под ударами,
В темницах,
В изгнаниях,
В трудах,
В бдениях,
В постах,
В чистоте,
В благоразумии,
В великодушии,
В благости,
В Духе Святом,
В нелицемерной любви,
В слове истины,
В силе Божией,
С оружием правды в правой и левой руке,
В чести и бесчестии,
При порицаниях и похвалах:
Нас почитают обманщиками,
Но мы верны;
Мы неизвестны,
Но нас узнают;
Нас почитают умершими,
Но вот, мы живы;
Нас наказывают,
Но мы не умираем;
Нас огорчают,
А мы всегда радуемся;
Мы нищи,
Но многих обогащаем;
Мы ничего не имеем,
Но всем обладаем.
Уста наши отверсты к вам, коринфяне,
Сердце наше расширено.
Вам не тесно в нас;
Но в сердцах ваших тесно.
В равное возмездие, -— говорю, как детям, -— распространитесь и вы.
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными,
Ибо какое общение праведности с беззаконием?
Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром?
Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами?
Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог:
Вселюсь в них
И буду ходить в них;
И буду их Богом,
И они будут Моим народом.
И потому «выйдите из среды их
И отделитесь,
говорит Господь,
И не прикасайтесь к нечистому;
И Я прииму вас».
И «буду вам Отцем,
И вы будете Моими сынами и дщерями»,
Говорит Господь Вседержитель.