Оглавление

Дом, который построил Христос

«Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:20-21).

Какое уж там «гора, перейди!» Мы свечку не затушим.

К тому же какое нам дело до гор. Там горцы живут, монтаньяры, отшельники, там шерпы бродят, альпинист на крюке висит.

Каждый день в церковном календаре — напоминание о святых, которые в этот день скончались или даже были замучены. Вот где силу-то веры проявить, а? Как Алеша Карамазов? Воскресить! А еще лучше, не дать умереть.

Вот сегодня день памяти всех московских святых. Расстрелянные верующие миряне, монахини, священники, епископы… Победа смерти?

На каждого расстрелянного, вообще на каждого мученика, на каждого исповедника всегда, в любую эпоху приходится как минимум двое человек, которые от веры отреклись.

Писали властям, чтобы не расстреливали? Писали. С крестными ходами ходили? Ходили. Помогло? Нет.

Не помогло, во-первых, потому что власть была и остается людоедский, во-вторых, потому что избирательно о себе молиться не очень-то по-человечески. Да и чему помогать? Чтобы продолжили жить благополучно, как при царе жили? Сыто-пьяно, карьера-марьера… Это не о победе над смертью, это о сытой и спокойной жизни.

Двое отреклись, а один не отрекся. На рожон не лез, а просто жил, и когда уже арестовали, то и не предлагали отречься, даже стукачом стать не предлагали, потому что выполняли план по расстрелам, а по стукачам план уже был выполнен. Иногда и стукачей расстреливали. И атеистов расстреливали, даже и воинствующих. Чтобы трепетали все и помнили, что жизнь — выигрыш в лотерее, устроенной властью.

Вот где являлась сила молитвы. Расстреливали и не молящихся, но кто молился, ожидая ареста, пусть и надеясь, что не арестуют (и многих не арестовывали), тот изгонял беса. Самого страшного беса, не того, который мешает жить, а который помогает жить без молитвы. Бес благоразумия. Бес самодрессуры. Бес приспособления. Падший ангел Адаптациил.

Бросаться на людей далеко не самое базовое и не самое опасное беснование. А мы все цитируем Волошина: «Был к Иисусу приведен однажды отрок бесноватый…

«Ты, Русь глухонемая! Бес,
Украв твой разум и свободу,
Тебя кидает в огнь и в воду,
О камни бьет и гонит в лес.
И вот взываем мы: Прииди…
А избранный вдали от битв
Кует постами меч молитв
И скоро скажет: «Бес, изыди!».

Ай бросьте! Уже давно никто ничего нигде не кует. И Господь не ковал. Постятся — да, а толку ноль, битв всё больше. Ну как же, мы же о личных врагах молимся, а о победе в битвах с врагами отечества мы не молимся, мы за победы постимся.

Что и называется победобесием.

Много их, победителей. На тронах и в креслах. Понтий Пилат сидел, а Иисус стоял и ничего из Понтия не изгонял. Иисус пришел не изгнать из человека страсть и власть нести смерть, убивать. Христос пришел победить не человека, а смерть.

Мы: когда крестились, там был такой жест: выдохни сатану и плюнь на него. Выдохнули. Но свободное место надо заполнять, для того и свобода.

Свобода среди лжи быть правдой. Среди смертоубийства быть живым. Среди быть миром.

Поститься для этого надо? Э, когда война, такой пост жизнь устроит, что любой кусок в горло запихнем. Молиться для этого надо? Да молитва нужна не «для этого», молитва и есть «это». Стоять перед Богом, укрыть Бога в себе и раскрыть Бога другим. Как? А вот я недавно увидел в магазине строительные блоки для фундамента и обратил внимание на странный размер: длина ровно 40 сантиметров, а высота и ширина по 29 сантиметров. И вдруг Дух Святой на меня сошел: это же на раствор! И мы созданы Богом такими, что в жизни, когда кажется, что вот тут бы еще немного, и все будет отлично. Да это немного как раз зазор, чтобы Дух Святой заполнил и соединил нас друг с другом и с Богом в доме, который построил Христос.

 

[По проповеди в воскресенье 1 сентября 2024 года]

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.