Оглавление

Иисус – золотая рыбка с крестом

«Если Я умыл вам ноги,

То и вы должны мыть друг другу ноги
» (Ио 13:14).

В предыдущей фразе из-за особенностей русской речи я воспроизвел переводческую находку еп. Кассиана Безобразова: Иисус говорит ученикам, что они правильно обращаются к нему как к наставнику и хозяину, потому что хозяин и наставник. Сразу возникает другая сложность: ведь следующую фразу в оригинале Господь начинает именно словами «Итак, если Я, хозяин и наставник, умыл вам ноги…». Три раза «хозяин и наставник» решительно нехорошо. Повтор переход в ст. 14, а здесь просто «Итак, если Я». У Безобразова два раза «наставник и хозяин», третий раз «хозяин и учитель». В оригинале, действительно, Иисус, отвечая, переставляет эпитеты.

Важна ли перестановка? Браун подсчитал, что в предыдущих главах евангелия от Иоанна чаще употребляется «наставник», а затем чаще «хозяин». Может быть, автор хочет подчеркнуть изменение в отношении учеников к Иисусу, делает вывод Браун. Возможно. Действительно, до умовения ног к Иисусу чаще обращаются как к «хозяину» нуждающиеся в исцелении, а вот после этого только Мария один назовет его «раввуни», а Петр уже и на трапезе обращается к Нему именно «хозяин».

 

«Ведь Я дал вам пример:
Как Я сделал вам, так и вы делайте
» (Ио 13:15).

Следует ли из этого, что умовение ног должно быть обрядом, который регулярно совершают христиане?

Такой позиции придерживались и придерживаются многие протестантские направления, до адвентистов и пятидесятников в наши дни. У католиков и православных этот обряд тоже есть, но совершается очень редко, только на Пасху, и епископом (хотя в последние десятилетия и священники стали иногда так поступать, благо запрета нет). Обычай такого архиерейского умовения ног упоминается IV столетии Амвросием Медиоланским и блаж. Августином.

Однако, у первых христиан такого обычая не было. Иногда ссылаются на Тертуллиана, который писал:

«И Христос одевался, и у Павла был дорожный плащ. И если изобретателем каждого предмета домашнего обихода и всякого отдельно взятого сосуда ты называешь кого-то из богов этого мира, я признаю, что Христос неизбежно ложился на кровать, и подносил таз, чтобы омыть ноги ученикам, и из кувшина лил воду, и при этом Он опоясался льняным полотенцем, то есть собственным одеянием Осириса. На такой вопрос я всегда отвечаю так: допускаю, что что-то из этих предметов обихода [регулярно используется и нами]».

Но Тертуллиан не пишет, что «используется во время омовения ног друг другу», Вопреки Джону Томасу, тут речь не о том, что таз и полотенце используются во время обряда, а о том, что они в быту используются. Не гнушаются христианами полотенцами, хотя те ассоциированы с Осирисом. Тертуллиан обсуждает совершенно другой вопрос: кто изобрел обычай награждать венками. Главное же: в послании Тимофею апостол Павел пишет о том, какие вдовы могут избираться для служения Церкви:

«известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» 
(1Тим 5:10).

Тут не идет речь об обряде, потому что это характеристика женщины, которая еще не выбрана для церковного служения. «Умывала ноги святым» означает «служила святым». Вообще-то этот текст скребёт сердце: ясно, что «святые» не гнушались принимать услуги от вдов. А должны были бы сами ноги вдовам мыть, если уж по вот этим словам Господа Иисуса Христа.

Вообще же, был такой обряд и насколько он был широко распространен, не так уж важно. Златоуст, толкуя эти строки Евангелия, говорит о том, что богач поморщится от мысли умывать ноги рабу, но точно ли бывало, чтобы рабовладельцы мыли ноги рабам, непонятно. Златоуст мог конструировать идеальную ситуацию. Пример-то, кстати, касается сути. Какой толк, если раз в год хозяин помоет ноги слуге, если слуга останется слугой? Это не лучше римского языческого праздника, когда раз в год рабам позволялось носиться по городе и делать то, что делают свободные. О, не выбирать, конечно, а напиваться и буянить!

Можно припомнить и римо-католический обычай на Рождество сажать за стол слуг вместе с господами. У Бергмана в «Фанни и Александр» отлично показано, что слугам это не слишком-то нравилось. Имитация доброты, а не доброта. Ведь на следующий день хозяева не на Голгофу пойдут. Это, между прочим, и к причащению относилось бы, если бы не священники, а аристократы раздавали Святые Дары. Выходит Сталин… Он и в семинарии немного учился…

Может быть, важнее, что Иисус совершает омовение ног в ответ Иуде. Это о том, как не стать предателем. «Почему Иуда предал», «почему Иуда предал»… Со злости, от разочарования, ну и деньги, у серьезных поступков человека всегда много причин. Но откуда злость? С чего разочарование? Обманутые надежды? А откуда надежда? На что надежда? Да как у всех, как у того же Иакова с Иоанном: желание быть господами, хозяевами, чтобы другие им служили-прислуживали, и золотая рыбка была на посылках. А рыбка-то оказалась с характером… И с крестом. Такие золотые рыбки народу не нужны!

Не хочешь предать – не хоти повелевать.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.