Оглавление

Предательство и вера

«Сейчас говорю это вам, до предательства,
Чтобы верили после предательства, что Я есмь
» (Ио 13:19)

Я вновь позволю себе некоторую вольность. В греческом тексте нет слова «предательство», а только «будет/сбудется», «генестай/генэтай». Но речь ведь именно о предательстве, о котором говорит предыдущая фраза. Даже деление на фразы условно, можно сделать просто одно длинное предложение.

Причин для вольности две. Во-первых, не очень внимательный читатель может решить, что Иисус говорит не о предательстве, а распятии, о воскресении, обо всем предстоящем. Во-вторых, слово «предательство» очень раздражающее, а «сбудется» — усыпляющее.

Через несколько абзацев фраза повторится:

«И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ио 14:25).

Это опять о предательстве, после слов:

«Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ио 14:24).

«Не соблюдать» — опять об Иуде. Предательство — это «активное» сопротивление Божьей любви. Тут эмоциональный накал поднимается.

И в третий раз Иисус говорит:

«И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ио 14:29).

Тут опять «генестай», ровно то же слово, что в этой фразе, и опять надо перевести «предательство», а не ставить «о том», которое подправляет грамматику, но ничего не проясняет. Эмоциональный накал достигает высшей точки: Иисус призывает не пугаться, не бояться, а радоваться тому,что «идет князь мира сего», а Иисус уходит – уходит к Отцу. Как такому радоваться? А вот уж как-нибудь…

Схожая фраза есть в евангелии от Матфея: «Вот, Я наперед сказал вам» (Мф 24:25), но тут она говорит не о гибели Иисуса, а о гонениях на учеников. Совсем другой контекст.

У Исайи Бог объясняет, что предсказывает катастрофу, чтобы нельзя было приписать катастрофу воле идола (Ис 48:5). Здесь этот мотив тоже присутствует. Иуда предатель, но смерть Иисуса – результат не предательства, а самопожертвования. Это не оправдывает предательство, это делает предательство еще более ужасным. Посмотри: можно выбрать. Иисус мог выбрать спокойную долгую жизнь, а выбрал верность Отцу, значит, и ты можешь выбрать верность. Ты такой же человек. Ах да, тут ещё Иисус говорит «Я есмь», «Эго эсми», и это вполне может означать «Я Бог» (поэтому Безобразов и «есмь» дает с большой буквы). Но быть верным Богу ничуть не легче, даже тяжелее, потому что человек верен Богу — логично и понятно, а Бог верен человеку — совершенно непонятно. Люди на месте Бога просто стерли человечество с лица Земли.

Иисус знает, что такое быть человеком. Его «предсказание» - это утешение, это подбадривание. Когда раздастся иудино чмоканье, сперва пробьет холодный пот, а потом вспомнится: Он же знал это, но сказал, что это не конец, что конца нет, что будет вечность, что Он придет с Отцом ко мне и поселится у меня:

«Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ио 14:23).

Так что доставай сердце из пяток и готовься угостить Бога.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.