Песочное потомство
Ранее
«Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;» (Мф. 1, 5)
«Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,» (Лк. 3, 32 )
Между завоеванием Палестины, в котором участвовал Наассон, и царём Давидом — три поколения и эпоха не в одну сотню лет, описываемая книгой Судей. Маловато! Длительность жизни при этом значения не имеет. Иисус Навин дожил до 111, но никто не утверждает, что он сыновей рожал после 100. Либо приходится предполагать, что 7 человек подряд рожали своих первенцев в очень позднем возрасте, в 50, а то и в 60 лет. Впрочем, почему бы и нет?
Все смешалось в доме Давидове! Дедушка Давида, Овид, по рассказу книги Руфь, не столько сын Вооза и Руфи, сколько сын Ноемини. «Соседки нарекли ему имя и говорили: «у Ноемини родился сын» (Руфь, 4, 17). При этом Ноеминь свекровь Руфи не по Воозу, а по дальнему родственнику Вооза. Так что не только мужчины страдали от жажды — не потомства, нет, дети как таковые их не интересовали — а вечной жизни в потомстве. Уж как они это себе представляли!.. Но Господь нас на это купил, пообещав многочисленное, как песок, потомство. Вместо того, чтобы из камней делать людей, давайте людей превращать в песок. Разумеется, остается в результате такого фокуса сплошная условность, когда за потомство идут и приемные дети, и духовные.
«И говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле! Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей, ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей. И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою» (Руфь 4, 14-16).
Современная история тоже знает множество бабушек, которые конфисковывали внуков: в России самая знаменитая Екатерина Секунда, отобравшая у Павла внука Александра. Не поэтому ли Александр вырос с такой слабиной в женском вопросе? Во всяком случае, с Овидом соседки ошиблись. Библия ничего не говорит о том, как Овид кормил бабушку на закате ее дней. Пожелание «да будет славно имя его» не сбылось. Зато Библия сообщает, что сын Овида Иессей пользовался довольно жалкой репутацией, напоминающей о Воозе.
«Сын Иессеев» звучало оскорбительно: голытьба, голь перекатная. Неизвестно, были ли у Овида другие дети, но от Иессея у него было восемь внуков и две внучки (причем внучки приемные — возможно, Иессей тоже исполнял обычай левирата). Ну зачем иметь потомство как песок — это же какое-то песочное потомство!
Благословенны предохраняющиеся, ибо благодаря им обнаружилась глубина человеческой свободы! Выяснилось, что нет никакого такого неодолимого «инстинкта размножения», что забота о карьере, деньгах и пр. и пр. («пр.» — может быть и «православие», в его монашеской форме) без особых затруднений преодолевают позывы к размножению — если только они есть. Секс — да, размножение — надо подумать. В крайнем случае, человек уступает общественному мнению. Конечно, это такая же крайность, как сверхозабоченность Ноемини «размножением» своей семьи — совершенно фиктивным, символическим. Истина лежит где-то посередине как Даная, заплесканная серной кислотой человеческого безумия.