Заповедь как смысл жизни
Ранее
«Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф, 22, 36).
Иисусу задают вопрос о том, какова иерархия морали, иерархия заповедей. Какая заповедь самая важная — о субботе ли, а может, о целомудрии? Иисус бьёт вопрошающего его оружием — Он называет главной заповедь, которой нет в декалоге, заповедь о любви к ближнему». Вопрошающий относится к традиции, которая, действительно, этой заповедью суммировала все прочие.
На вопрос об иерархии в морали, Иисус отвечает вопросом об иерархии в Боге: как это Давид называет Спасителя, своего потомка, своим же господином (Мф. 22, 43). Раз Давид говорит о Спасителе как о своём господине — значит, Спаситель не сын Давида? Значит... Собственно, ничего не значит — это просто непонятно. Только мы открыли иерархизм, наладили какой-то порядок — и это очень трудно — как вдруг выясняется, что благая-то весть в том, что Бог — нарушитель иерархизма. Высшая заповедь в том, чтобы не быть выше других, не руководить другими, а присесть на корточки и мыть ноги другим. Бог не разрушает иерархию, а переворачивает. Оказывается, что любовь — высшее — не ищет своего места, высшего места, а отказывается и идёт в низ. Любить Бога означает любить Бога, сошедшего с трона до преисподней земли и человеческой души. Любить ближнего означает сходить ниже ближнего — там, в черноте смирения и смерти оказывается ход к вечному Свету Христову.