Карго-вера: где похоронен Адам

Апостол Павел сравнил Иисуса со вторым Адамом. Сравнение напрашивается, потому что Иисус часто называл себя «Сын человеческий», а это ведь звучало как «бен Адам».

Назвать это сравнение очень глубоким трудно, не за него можно полюбить Павла как писателя, но что-то поэтическое в такой метафоре есть. Один Адам увёл человечество из рая, второй — вернул. Точнее, первый Адам унёс человечество — древний человек воспринимал своих потомков как содержащихся в своём семени нано-человечков, которые со временем просто увеличиваются в размерах. Так что выражение «во Христе» — метафора весьма непривычная для современного человека. Христиане во Христе как сперматозоиды в в мужчине. А что, «вы — сперматозоиды галактики» даже воодушевительнее, чем «вы — соль земли». Для мужчины, не для галактики.

Причуды древней поэтики могут отталкивать, а зря. У Горация с Мандельштамом и не такое встретишь, только не всегда осознаётся радикальность поэтического видения.

Теперь о грустном. Уже через два столетия после апостола Павла его метафору сделали не метафорой, а туристическим аттракционом. Дух превратили в камень. Стали утверждать, что под крестом Христа находилась могила Адама, что капля крови Христа просочилась в эту могилу и попала на череп. В доказательство стали показывать трещину в скале — и сейчас показывают, в храме Гроба Господня.

Обычный материализм. Не исключительно христианский. Когда Ирод Великий построил в Хевроне стены над пещерой, где якобы был похоронен Авраам и Сарра, — это был точно такой же материализм, но ветхозаветный. Это были именно стены, карэ без крыши. Единственная постройка Ирода, которая сохранилась по сей день, правда, надстроенная крестоносцами и султанами. Стены, однако, по-прежнему внушительны.

За две тысячи лет суеверие разрослось. Теперь уже в Хевроне похоронены и Исаак, и Иаков с жёнами. И Адам с Евой! А что, у христиан есть могила Адама, а у нас не будет?

При этом мусульмане, которые ведь своего рода бахаи VII столетия, тоже почитают пещеру в Хевроне. Даже устроили дыру в полу, люк над дырой, и через этот люк опускают «неугасимую» лампаду, чтобы, видимо, Адам мог почитать. А спускаться никому не разрешают. Во время войны 1967 года туда одна еврейская девочка спустилась, так это величают «историческим событием». Что ж «исторического» в суеверии? И из-за этого суеверия воюют, ненавидят друг друга! Фу, какой стыд и срам перед атеистами!

Сирийское сочинение VII века «объяснило»: мол, Ной погрузил на ковчег останки Адама и Евы, потом похоронил их опять в Хевроне, но череп и две кости Адама завещал Симу, а Сим похоронил их в Голгофе. И на это сочинение как на подтверждение того, что череп Адама был в Голгофе, ссылается уважаемый человек, протоиерей Олег Скнарь, библеист из Киевской духовной академии... Охо-хо...

Вся эта суета с гробницами — типичный «культ карго», популярное нынче выражение из истории ХХ столетия. Туземцы, которым американские самолёты сбрасывали ящики с продовольствием («груз карго»), стали приносить жертвы изображениям самолётов, чтобы ящики сыпались без остановки.

Всякое обрядоверие и идолопоклонство в целом есть культ карго.

Но!

Разве культ карго означает, что самолётов не существует? Или что не существует американцев и их благотворительности?

Конечно, это не оправдание тем, кто превращает веру в набор туристических аттракционов. Эти люди оправданы совсем другим. Идолопоклонство одних обычно результат насилия других. Искренне верующие люди — или, по крайней мере, набожные — решают, что можно и нужно «воспитывать веру» в других. В детях и во взрослых. Поучения, запретами исповедовать другую веру, наглядными пособиями... Вот все эти монументы и есть наглядные пособия. Остроумно? Нет, потому что мир духа — это не мир физики и астрономии, и никакие планетарии тут неуместны.

Человек, выросший в принудительно и сплошь религиозном мире, не подозревает даже, что можно не быть религиозным, что можно быть неверующим. Он считает себя верующим, хоть он чистый беспримесный атеист и материалист. Но читать молитвы надо, поклоны делать надо, основные рассказы о религии знать надо. Вот тогда и рождаются такие «святыни», тогда религия и превращается в луна-парк и дисней-ленд. С их помощью легче поддерживать в себе ощущение, что ты всё-таки настоящий верующий.

«Легче поддерживать» только, пока ты несвободен. Когда приходит свобода, все эти аттракционы оказываются страшным препятствием на пути к вере. Они забивают смысл того, что потрясло Авраама. Они подменяют веру суевериями, главное — десятостепенным, реальность Бога — выдумкой. Так что неверующие или полуверующие могут интересоваться этими аттракционами и видеть в них «что-то такое», но для верующих всё это кощунство.

А самолёты всё-таки летают... Бог всё-таки есть... Вечная жизнь — она же рай — реальность... Иисус таки есть вторжение этой реальности в мою, реальную жизнь...