Первая треть ХХI в.
Как попы евангелие подменили
Современная культура пытается доказать, что христианство изначально не
было христианством, что "воскресение Христа", Его божественность,
троичность Бога и т.п. - придумали веках эдак в IV-IV. Это общая тема не
только невежественной масс-культуры (типичный образ - спекулятивный роман
"Код да Винчи" Дэна Брауна, 2003). Об этом же упорно пишут с
начала Нового времени самые разные и вполне искренние авторы. И дату фальсификации
называют одну и ту же - IV столетие. Только социниане XVI века имели в
виду, что христианство было искажено императором Константином, огосударствлением,
а современные антихристиане апеллируют к гностическим рукописям, найденным
в ХХ столетии.
О "развращении" христианства писали в последние
годы Барт Эрман (Bart D. Ehrman. The Orthodox Corruption of Scripture:
The Effect of Early Christological Controversies on the Text of the New
Testament. 1996; он же в связи с книгой Брауна: Fiction in the Da Vinci
Code: A Historian Reveals What We Really Know about Jesus, Mary Magdalene,
and Constantine. 2004). Его книга 2003 года называется: "Утраченные
христианства: сражение за Писание и веры, которые до нас не дошли"
(Lost Christianities: The Battle for Scripture and the Faiths We Never
Knew).
Менее радикальна, но так же ориентирована на "сенсацию"
Илейн Пейглс (Elaine Pagels) - профессор истории в Принстонском университете.
Пейглс (р. 13.2.1948) изучала гностические рукописи Наг-Хаммади.
В 1979 году её книга "Гностические евангелия" стала бестселлером:
было продано 400 тысяч экземпляров. После этого её и пригласили в Принстон
как специалиста по ранней истории Церкви. В 2003 году она выпустила книгу
о Евангелии Фомы ("Beyond Belief: The Secret Gospel of Thomas").
Её книгу "Адам, Ева и змея" (Adam, Eve and the Serpent, 1987)
очень ценят феминистки за "разоблачение" христианства как религии
женоненавистничества (http://womenshistory.about.com/cs/religion/p/p_elaine_pagels.htm).
У сторонников идеи "подмены" христианства могут быть разные
аргументы, может вовсе не быть аргументов. Так ведь и христиане бывают
верующие "с аргументом" и обходящие только верой. Тем не менее,
четыре евангелия остаются довольно упрямым фактом - ведь их рукописная
традиция намного древнее и надёжнее датировок гностических текстов. Можно
сдвинуть датировку евангелий и посланий апостолов лет на пятьдесят подальше
от Христа, но всё равно они - источники первой очереди, в отличие хоть
от талмуда, хоть от рукописей III в. .
Утверждать, что первые христиане частью веровали в воскресение, частью
не веровали, что они вообще допускали большой разнобой в отношении к Иисусу,
что не было никакой "ортодоксии" - вполне иррационально. Когда
иррационализм овладевает массами, это всегда имеет рациональное объяснение.
И в этом случае объяснение есть: не любят не Церковь, не любят власти церковников.
Подозревают в фальсикации не Духа Святого, а вселенские соборы: собрались-де
попы за казённый счёт и утаили от народа правду. Американские утончённые
профессора рассуждают совершенно так же, как русские крестьяне 1861 года:
подкупили баре царских слуг и подменили грамоту о земле.
Не то беда, что попов недолюбливают. Ненависть к попам рациональна и
справедлива. Евангелия попы не подменяют (себе дороже). А вот насчёт истолковать
Евангелие так, чтобы выходило, что первая заповедь - чти земное начальство
- это запросто.
Беда, что поповскую "диктатуру" ненавидят, потому что хотят
утвердить свою диктатуру. На место диктатуры тысяч нулей поставить поставить
диктатуру миллиардов нулей.
Беда и то, что поповскую "демократию" хотят заменить своей
собственной. Недовольны, что якобы на Первом вселенском соборе демократическим
голосованием определяли, во что верить.
Демократия в поиске истины, действительно, так же неуместна, как использование
сотовых телефонов вместо верёвок для связи между альпинистами. Одновременно
возмущаются тем, что это была видимость демократии, и тем, что это была
диктатура императора.
Заблуждаются в обоих случаях. Вселенские соборы, как бы ни оценивать
их религиозно, функционировали и не демократически, и не деспотически,
а, скорее, аристократически - ближе всего они к польским сеймам с правом
вето.
Бунт против власти рационален, пусть он и проявляется иррационально.
А вот утверждение своей власти - иррационально, хотя проявляется в рациональных
формах, в формах традиционных для гуманитарных наук. Тем не менее, это
- лишь формы, в которые облечена лженаука. Можно религиозно веровать
в то, что Иисус не воскресал, можно отрицать, что Он был Богом, но невозможно
научно отрицать, что единственные имеющиеся источники по истории
раннего христианства - тексты Нового Завета - единодушно утверждают веру
в Воскресение и Божественность Иисуса.
Впрочем, "свобода научного исследования" и есть свобода псевдонаучных
исследований. Нельзя мешать утвеждениям, будто гностики (йоги, антропософы,
коммунисты) - законные и единственные наследники первых христиан. Как и
нельзя запрещать читать "Код да Винчи". Но, конечно, к истине
подобные "исследования" имеют такое же отношение, как романы
о "загадке Грааля" - к литературе. Пожалуй, христианину даже
некогда отвлекаться на споры с бульварными романами и "желтой историей":
у всякой веры есть свои сомнения, и тяжелее всего преодолеваются сомнения,
которые бьют в сердце, а не скользят по поверхности ума.
Чем сильнее и точнее ум, тем меньше его ранят сомнения, тем безразличнее
ему интеллектуальная неопрятность окружающих. Но чем больше сердце, тем
больнее ему от нравственной и душевной неопрятности окружающих и, особенно,
от своей собственной.
|