Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар (166 до р.Х.). Они жили под властью сирийского царя Антиоха Эпифана, боровшегося с иудаизмом, осквернившего Храм в Иерусалиме языческими статуями и принуждавшего иудеев отрекаться от веры. За приверженность к Закону Моисееву и были убиты эти мученики: сперва казнили Елеазара за отказ есть свинину или хотя бы позволить говорить о том, что он её ел, затем братьев и, наконец, их мать. После этого вооруженную борьбу иудеев в защиту Закона возглавил их брат Иуда Молот ("Маккавей"). Христиане почитают их, потому что вдохновляла братьев не только верность прошлому, но и вера в грядущего Спасителя. Недаром Иуда Маккавей решился нарушить заповедь Моисеева закона и воевать в субботу: он уподобился Христу, поставив жизнь по вере - цель Закона - выше Закона. Почитание этих ветхозаветных мучеников есть проявление того единства во Христе, которое включает в себя миллионы людей, не слышавших имени Иисуса из Назарета, но следовавших за Христом (может быть, входят в число святых и люди, которые отвергали имя Христово из-за того, что оно было искажено христианами, но всё же были христианами по делам; этого, однако, знать людям не дано). Почитание Маккавеев как воинов за веру и мучеников было распространено среди христиан с первых веков существования Церкви. Св. Иероним уже саркастически спрашивал, как могут мощи Маккавеев одновременно находиться в Модине и в Антиохии. В Риме в церкви св. Петра “в узах” был поставлен огромный каменный саркофаг, разделенный на семь частей, с надписью, гласившей, что гроб содержится останки семи братьев и их родителей. Престольный праздник этой церкви (“вериги” Петра) отмечался 1 августа, и, видимо, поэтому и память Маккавеев стала отмечаться в этот день (у восточных христиан распространено почитание праведников Ветхого Завета, но на Западе такое почитание воздавалось лишь Маккавеям). Butler, 1.8. Память 1 августа, 1/13 августа.
См. проповедь Григория Богослова. Златоуст.
Joslyn-Siemiatkoski, Daniel. CHRISTIAN MEMORIES OF THE MACCABEAN MARTYRS. New York, Palgrave Macmillan, 2009, 272 pp. |