Давид. Православная Церковь установила особый праздник - Собор Пресвятой Богородицы,
то есть воспоминание о всех, кто имел отношение к Рождеству Христову. В этот собор
(собрание) Церковь включила также ветхозаветного царя и пророка Давида. Светская
публика знает его по статуе Микеланджело как юношу, убившего из пращи великана
Голиафа. Церковь же величает царя Давида не за победу над Голиафом, а за победу
над собой: Давид и согрешил крепко, и покаялся мощно. Он автор знаменитых покаянных
песен - псалмов. Впечатлительный русский народ сложил поговорку: "Давидски
грешим, да не давидски каемся". С Рождеством царь связан не столько генами
- у Иисуса было много предков - сколько верой в пришествие Спасителя. Вряд ли
он представлял себе, каким именно окажется Спаситель. Но вера на то и вера, чтобы
держаться сути, доверяясь Богу в том, что из этой сути вытекает. Давид - пастух,
позднее солдат. Он никогда не был интеллектуалом или коммерсантом и, соответственно,
никогда не стремился понять волю Божию или извлечь из нее выгоду, но стремился
исполнить ее. В своих псалмах Давид чаще всего просит направить его на путь истины,
путь заповедей - направить без всяких объяснений; так и сам он посылал солдат
в походы, ничего не объясняя тем, кто все равно ничего бы не понял. Однако Давид
не только напоминает о том, каким может быть христианин, но и о том, каков Христос.
Он - младший сын (и среди его предков великие все - из младших сыновей, начиная
с Авеля); так на языке человеческой биологии выражается смирение, которое выше
всякой силы, величия, старшинства. Он превратил Иерусалим не только в столицу,
но в святой город, однако ему не было дано построить здесь храм - так и Христос
спас мир, но не увенчал это спасение Судом, и Царство Небесное остается пока невидимым,
Небесным Иерусалимом. Собор Пресвятой Богородицы празднуется 26 декабря/8 января
и переносится на ближайшее воскресенье после Рождества Христова.
См.: Словарь библейского богословия, 1970.
|