Д
Образ Д., как ч-ка и как царя, настолько ярок, что для Израиля он навсегда остается прообразом самого Мессии, к-рый произойдет из его рода. Начиная с Д., союз между Богом и Его народом осуществляется уже через Царя, о чем и напоминает сын Сирахов в заключение своей характеристики Д. (Сир 47.2-11). Оттого и престол Израиля - престол Д. (Ис 9.7; Лк 1.32); его победы предвозвещают победы над неправдой Мессии, исполненного Духом, почившим на сыне Иессеевом (1 Цар 16.13; Ис 11.1-9). Победой Своего воскресения Иисус исполнил данные Д. обетования (Деян 13.32-37) и дал смысл истории (Откр 5.5). Как заняла личность Д. такое особое место в истории спасения?
1. Избранник Божий. - Призванный Богом и освященный помазанием (1 Цар 16,1-13), Д. всегда « благословен» Богом, его поддерживает Божие Присутствие; оттого, что Бог с ним, он преуспевает во всех своих начинаниях (16.18), в своем единоборстве с Голиафом (17.45 слл), в войнах на службе у Саула (18.14 слл) и в тех, к-рые он затем ведет как царь и освободитель Израиля: «Хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил» (2 Цар 8.14).
Как Моисей, Д. был поставлен пасти Израиля (2 Цар 5.2) и унаследовал обетования, данные патриархам, прежде всего об обладании землей Ханаанской. Он осуществляет это обладание в борьбе с Филистимлянами, начатой при Сауле и продолженной в его собственное царствование (5.17-25; ср 10-12). Окончательное завоевание увенчивается взятием Иерусалима (5.6-10), к-рый потом называли «Городом Давидовым». Он становится столицей всего Израиля, и вокруг него осуществляется единство всех колен, ибо перенесенный туда Д. ковчег превратил Иерусалим в новый святой город (6.1-19) и сам Д. исполняет в нем священнодействия (6.17 сл). Так «Давид и весь дом Израилев» составляют вокруг своего Бога единый народ.
2. Герой Израиля. - На свое призвание Д. отвечает глубокой преданностью Богу. Его религиозность характеризуется прежде всего ожиданием часа Божия; поэтому он и не позволяет себе покуситься на жизнь Саула, даже когда представляется ему случай избавиться от своего гонителя (1 Цар 24; 26). Его преданность воле Божией такова, что он все принимает от Бога (2 Цар 15.25 сл) и надеется, что Господь претворит в благословения все несчастья, к-рые ему приходится испытывать (16.10 слл). Он остается смиренным служителем, смущенным преимуществами, дарованными ему Богом (7.18-29), и в этом он - пример тех «нищих», к-рые, подражая его самоотдаче Богу и его твердой надежде, продолжают его молитву в хвалах и мольбах Псалтири. Однако, несмотря на глубокие прозрения его благочестивой души, в его религиозном быту сохранились еще архаические элементы: ефод употребляется им для гадания (1 Цар 23.9; 30.7) и в его доме находится терафим (19.13 евр).
«Сладкому певцу Израилеву» (2 Цар 23.1) левиты приписывают, кроме многочисленных псалмов, план Храма (1 Пар 22; 28), а также упорядочение богослужения (23-25) и сопровождающих его песнопений (Неем 12.24,36), и даже, уже со времени Амоса, изобретение музыкальных инструментов (Ам 6.5).
За религиозной славой Д. не следует забывать ч-ка; у него были свои слабости, как и великие достоинства: он суровый, но также и хитрый воин (1 Цар 27.10 слл), совершавший тяжкие проступки и еще до наступления старости проявивший слабость в отношении своих сыновей. Его нравственные принципы еще примитивны: во время пребывания у Филистимлян он вел себя как атаман разбойничьей шайки (27.8-12); в то же время он был настолько осмотрителен, что по прошествии более чем года Анхус ничего не замечает (29.6 сл). Нельзя обойти молчанием его жестокости после сожжения Секелага (30.17) и в войне против Моава (2 Цар 8.2). Вспомним наконец, как он, связанный своим словом, не имея возможности расправиться со всеми теми, кто причинил ему зло, поручил Соломону посмертное отмщение (3 Цар 2.5-9). Но сколько великодушия было в его верной дружбе с Ионафаном, в уважении, к-рое он всегда проявлял по отношению к Саулу; нек-рые подробности показывают его душевное благородство: благоговение перед ковчегом (2 Цар 15.24-29), бережное отношение к жизни своих воинов (23.13-17), снисходительность (1 Цар 30.21-25) и готовность прощать (2 Цар 19.16-24). Он проявил также политические способности, снискав расположение при дворе Саула и у иудейских старейшин (1 Цар 30.26-31), высказав неодобрение по поводу убийства Авенира (2 Цар 3.28-37) и наказав убийц Иевосфея (4.9-12).
3. Мессия - Сын Давидов. - Успех Д. мог бы навести на мысль, будто обетования Божий уже осуществились. Тогда новое и торжественное пророчество дало мессианской надежде новый подъем (2 Цар 7.12-16). Когда Д. намеревался воздвигнуть храм, Бог ему ответил, что хочет ему воздвигнуть вечное потомство: «Устрою тебе дом» (7.27); по-евр. бонах может так же относиться к каменному зданию, как и к дому сына - бен. Бог т. обр. обращает взоры Израиля к будущему. Это обетование безусловное, не упраздняющее Синайского завета, но его подтверждающее, сосредоточивая его на царе (7.24). Отныне Бог, присутствующий в Израиле, ведет его и поддерживает его единство через царский род Д. Псалом 131 воспевает связь, установленную между ковчегом - символом божественного присутствия - и потомком Д.
Тогда становятся понятными важность вопроса наследования Давидова престола и вызываемые этим интриги (ср 2 Цар 9-20; 3 Цар 1). Тем более понятно место, занимаемое Д. в пророчествах (Ос 3.5; Мер 30.9; Иез 34.23 сл). Пророки, упоминая о Д., тем самым утверждают ревнивую любовь Бога к Своему народу (Ис 9.7) и Его верность завету, данному этому народу (Иер 33.20 слл), «завету вечному, неизменным милостям, обещанным Давиду» (Ис 55.3). В этой верности нельзя сомневаться даже в самом горниле испытаний (Пс 88.4 сл, 20-46).
Поэтому, когда времена исполнились, Христа называют «Сыном Давидовым» (Мф 1.1); от этого мессианского наименования Сам Христос никогда не отказывался, но оно не полностью выражало тайну Его личности. Вот почему, придя исполнить данные Д. обетования, Христос возвещает, что Он больше Д.: Он - его Господь (Мф 22.42-45). Он не только «раб» Божий, как Д., пастырь народа Божия (Иез 34.23 сл), Он - Сам Бог, пришедший пасти и спасти Свой народ (Иез 34.15 сл), - именно Он, Иисус, «потомок Давида», возвращения К-рого ждут и призывают Дух и Невеста (Откр 22.16 сл).
RM
См.: дом II 1 - единство II - Израиль ВЗ 2 а - избрание ВЗ I 3 в - Иерусалим - Иисус Христос II 1 б - Мелхиседек 2 - Мессия - молитва II 1 - обетование II 3 - пастырь и стадо ВЗ 3 - помазание III 2 - Раб-Отрок I - сила - храм ВЗ I 1 - царь - царство ВЗ II - числа II 2
ДВЕНАДЦАТЬ см. апостолы I - избрание НЗ 111 - Израиль ВЗ 1 б - Церковь III 2 - числа - I 1,II 1
ДВУЛИЧНОСТЬ см. лицемерие - ложь - простой - сердце I - уста 1 - чистый 2
ДЕЙСТВИЕ см.: благодать V - дела - плод - рука - сердце I 1 - труд
ДЕНЕЖНЫЙ СБОР см. милостыня НЗ 3 6 - Церковь I 3, V 1
ДЕНЬ см. время ВЗ I - День Господень - ночь - светила 1.2 - свет и тьма
ДЕНЬГИ, СЕРЕБРО см. бедные НЗ III - богатство - гордыня 3 - любостяжание - служить III 0
В глазах ч-ка дерево есть осязательное проявление жизненной силы, к-рую Творец разлил в природе (см Быт 1.11 сл). Каждой весной оно возвещает ее возрождение (Мф 24.32). Будучи срублено, оно пускает новые ростки (Иов 14.7 слл). В безводной пустыне его присутствие указывает на места, где есть вода и жизнь становится возможной (Исх 15.27; Ис 41.19). Плоды его - пища ч-ку (см Втор 4.9). Этого достаточно, чтобы уподобить зеленеющему дереву как праведника, к-рого Бог благословляет (Пс1.3; Иер17.7сл), так и народ, к-рый Он щедро осыпает милостями (Ос 14.6 сл). Деревья, однако, бывают и хорошие и плохие - их распознают по плодам: плохие заслуживают только того, чтобы их срубили и бросили в огонь; то же будет и с людьми во время Суда Божия (Мф 7.16-20 п; см 3.10 п; Л к 23.31). Исходя из этого общего значения, символика дерева развивается в Библии в трех направлениях.
1. Древо жизни. - Заимствуя обычный символ месопотамской мифологии, кн. Бытия помещает в первобытном Раю древо жизни, плод к-рого сообщает бессмертие (Быт 2.9; 3.22). В связи с этим первым символом ложная мудрость, противозаконно овладеть к-рой хотел ч-к, дабы присвоить себе «познание добра и зла», изображается также в виде дерева с запретным плодом (Быт 2.16 сл). Соблазненный обманчивым видом дерева, ч-к вкусил его плод (Быт 3.2-6), вследствие чего путь к Древу жизни ему теперь запрещен (Быт 3.22 слл). Но дальнейшее развитие свящ. истории показывает, как Бог восстанавливает к нему доступ. В пророческой эсхатологии святая земля последних времен описывается как вновь обретенный рай, чудесные деревья к-рого будут давать ч-ку пищу и исцеление (Иез 47.12; ср Откр 22.2). Уже теперь Премудрость для ч-ка, постигающего ее, есть Древо жизни, дающее блаженство (Притч 3.18; 11.30; см Сир 24.12-22). И наконец в НЗ Христос обещает тем, кто будет Ему верен, вкушать от Древа жизни, находящегося в Раю Божием (Откр 2.7).
2. Дерево Царства Божия. - Восточные мифологии знали также символ космического дерева, образное изображение вселенной. Этот символ не вошел в Библию. Но в ней довольно часто ч-ские царства, под сенью к-рых находится много народов, сравниваются с необыкновенным деревом: оно поднимается до неба и спускается до ада, оно укрывает всяких птиц и всяких зверей (Иез 31.1-9; Дан 4.7 слл). Но это величие искусственное, потому что оно основано на гордости. По Божию суду это Д. будет срублено (Иез 31.10-18; Дан 4.10-14). Но царство Божие, выросшее из зерна горчичного, само становится большим Д., в ветвях к-рого укрываются птицы небесные (Иез 17.22 сл; Мф 13.31 сл п).
3. Древо Креста. - Д. становится знаком проклятия, когда оно служит виселицей для казни осужденных на смерть (Быт 40.19; Ис Нов 8.29; 10.26; Есф 2.23; 5.14): повешенный на нем оскверняет святую землю, «ибо проклят пред Богом повешенный» (Втор 21.22 сл), Но Иисус восхотел взять на Себя это проклятие (Гал 3.13). Он вознес наши грехи в теле Своем на древо креста (1 Петр 2.24), «истребив учением бывшее о нас рукописание, к-рое было против нас (т.е. смертный приговор за наши грехи), Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол 2.14). Т. обр. древо Креста становится древом спасительным (ср Прем 14.7): всем открывается путь, ведущий во вновь обретенный Рай, к плодам Древа жизни (Откр 2.7; 22.14). Древний знак проклятия стал этим Древом жизни: Crux fidelis, inter omnes Arbor una nobilis; nulla silva talem profert, fronde, flore, germine (Верный Крест - самое благородное дерево из всех деревьев; ни один лес не произрастил дерева с такой листвой, с такими цветами и такими плодами - литургия Великой Пятницы в латин. обряде); «Въ раи мя прежде древа обнажи, о вкушенIи врагъ принося умерщвленle: Креста же древо, живота одеяние человекомъ нося, водрузися на земли, и мIр весь исполнися всякIя радости» (Утреня Воздвижения Креста Господня).
РЕВ & PG
см. жизнь III 1 - крест I 3,4 - мудрость ВЗ III 3 - плод - рай - тень II - царство НЗ II 1
ДЕРЗНОВЕНИЕ см. гордость - доверие - освобождение III 3 а
Д., т.е. правая рука, является символом могущества, а место одесную, т.е. по правую руку - символом благоволения.
1. Правая рука. - Она не только более ловкая из двух, но и более сильная; это рука, к-рая держит меч. Итак, она - символ могущества Божия, прославляемого подвигами Его Д., сражающей врага и освобождающей Его народ (Исх 15.6; Пс 19.7; 20.9). Так, после смерти Иисус был «вознесен десницею Божиею» (Деян 2.33), как возвестил об этом псалмопевец (Пс 117.16).
2. Место по правую сторону (одесную). - Правая рука защищает сидящих по правую сторону; одесную Бога - место, где Его друзья будут вкушать блаженство вовек (Пс 15.11), место, где Мессия будет восседать на престоле возле Него (Пс 109.1). Так, согласно другому переводу Деян 2.33, Иисус был «вознесен одесную Бога». Он стал орудием могущественной Д. Божией, «муж десницы» (Пс 79.16.18), как царь Израилев, к-рого Бог укреплял своею силою (ср Быт 35.18: Вениамин - сын десницы). Иисус подтверждает и осуществляет эти обетования ВЗ. Когда Сын Человеческий придет как царь судить весь мир, Он посадит по правую сторону благословенных Отца Своего (Мф 25.31-34). Сам Он утверждает, что Его увидят восседающим по правую сторону Силы, согласно псалму 109 (Мф 26.64); и прежде чем Его враги увидят Его на этом месте как Судью, Стефан видел Его как Свидетеля, стоящим одесную Отца (Деян 7.45).
JBB
см. Иисус Христос I11 а - могущество - рука Божия
ДЕСЯТИНА см. дар ВЗ 2 - милостыня ВЗ 2, НЗ 1 - начатки
ДЕСЯТИСЛОВИЕ см. Закон - Слово Божие II 1 а
ДЕТОВОДИТЕЛЬСТВО, ПЕДАГОГИКА см. воспитание - Закон В III 2
ДИАВОЛ см. Сатана
ДИАКОН см. служение - служить III 2
ДИАЛОГ см. любовь - молчание - одиночество II 1 - Слово Божие
ДИАСПОРА см. рассеяние
ДИДАСКАЛ, УЧИТЕЛЬ см. учить НЗ II 3
ДИТЯ, ДЕТИ, МЛАДЕНЕЦ, МЛАДЕНЧЕСТВО
Израиль, как и все здоровые народы, видит в - чадородии знак Божия благословения: дети - «венец стариков» (Притч 17.6), сыновья -«масличные ветви вокруг трапезы» (Пс 127.3). Однако, в отличие от некоторых наших современников, библ. писатели не забывают, что Д. - существо, еще не достигшее полноты развития, и подчеркивают важность строгого воспитания: глупость привязалась к сердцу его (Притч 22.15), своенравие - его закон (ср Мф 11.16-19), и чтобы он не поддавался всем ветрам (Еф 4.14), надо держать его под опекой (Гал 4.1-3). При всем этом, тем более заслуживают внимания библ. утверждения религиозного достоинства ребенка.
I. БОГ И ДЕТИ
Уже в ВЗ в силу своей прирожденной слабости и несовершенства Д. находится в привилегированном положении у Бога. Сам Господь - защитник сироты и мститель за нарушение его прав (Исх 22.21 слл; Пс 67.6); Он проявил Свою Отчую любовь и заботу о воспитании Израиля, «когда он был юн», во времена Исхода из Египта и пребывания в пустыне (Ос 11.1-4).
Д. не исключаются из участия в культе Ягве, они даже участвуют в покаянных собраниях (Иоил 2.16; Иф 4.10 сл), и Бог устрояет Себе хвалу из уст детей и младенцев (Пс 8.2 сл = Мф 21.16). Так же будет и в небесном Иерусалиме, где избранные познают на опыте «материнскую» любовь Бога (Ис 66.10-13). Уже один из псалмопевцев, чтобы выразить доверчивую отдачу себя Господу, прибегает к образу младенца, засыпающего на груди матери (Пс 130.2).
Более того, Бог иногда избирает Д., чтобы они первые приняли Его откровение и спасение и стали Его вестниками. Отрок Самуил принимает слово Божие и верно передает его (1 Цар 1-3); Давид был предпочтен своим старшим братьям (1 Цар 16.1-13); юный Даниил оказывается мудрее старейшин Израиля, когда спасает Сусанну (Дан 13.44-50).
Наконец, одной из вершин мессианского пророчества является рождение Еммануила - знамение избавления (Ис 7.14 слл); Исаия приветствует царственного Младенца, К-рый восстановит царство Давида и суд и правду (9.2-7).
II. ИИСУС И ДЕТИ!
Не подобало ли в таком случае Сыну Божию стать младенцем, чтобы положить начало НЗ? Лука тщательно отметил пройденные т. обр. периоды детства: Новорожденный в яслях (Лк 2.12), Младенец, принесенный во Храм (2.27), Д. в повиновении у Своих родителей и однако таинственно независимый от них в Своей зависимости от Отца Своего (2.43-51).
Возмужав, Иисус относится к Д. так же, как и Бог Отец. Провозгласив блаженными нищих, Он благословляет и Д. (Мк 10.16), открывая этим, что и те и другие могут прямо войти в Царство: Д. - символ подлинных учеников, «им подобным принадлежит Царство Небесное» (Мф 19.14 п). Надо «принять Царство, как Д.» (Мк 10.15), принять его в простоте, как дар Отца, а не требовать его, как должного; надо «стать как Д.» (Мф 18.3), быть готовыми родиться снова (Ин 3.5), чтобы войти в это Царство. Тайна подлинного величия заключается в том, чтобы «умалиться» как Д. (Мф 18.4): это и есть истинное смирение, без к-рого невозможно стать сыном Отца Небесного.
Истинными учениками являются именно «младенцы», к-рым Отец соблаговолил открыть, как некогда Даниилу, Свои тайны, скрытые от мудрых (Мф 11.25 сл). Впрочем, на Евангельском языке «малый сей» и «ученик» иногда кажутся равнозначными терминами (см Мф 10.42 и Мк 9.41). Блажен тот, кто принимает одно такое Д. (Мф 18.5; ср 25.40), но горе тому, кто их соблазняет или пренебрегает ими (18.6,10).
III. АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ
Павел употребляет слова «младенец», «младенчество» в смысле метафорическом. Ими он обозначает состояние духовной незрелости (1 Кор 13.11; Гал 4.1; Еф 4.14). Он призывает хр-н продолжать расти, чтобы всем прийти «в меру полного возраста Христова» (Еф 4.12-16). Он упрекает Коринфян за их инфантильное поведение (1 Кор 3.1 слл) и предостерегает их от ложного понимания духовного младенчества, по всей вероятности имея в виду неправильное толкование слов Иисуса (1 Кор 14.20; см 18.3 сл). Однако Павел признает и преимущества «малых сих»: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор 1.27 сл). Движимый пастырской любовью, он относится к новокрещеным, к своим «детям» поистине с материнской нежностью (1 Фес 2.7 сл; Гал 4.19 сл; ср1 Кор 4.15).
В посл, к Евр (5.11-14) мы находим подобное же учение о законе возрастания, присущем хр-ской жизни: нельзя всегда оставаться в состоянии младенца, питающегося только молоком; если Петр (1 Петр 2.2) увещает новокрещеных возлюбить «словесное молоко» Слова Божия, «как новорожденные младенцы», то это для того, чтобы возрасти во спасение. Что касается Иоанна, он говорит не столько о духовном младенчестве, сколько о новом рождении усыновленных Д. Божиих (1 Ин 3.1), но к своим «детям» он обращается так же по-отечески, как Павел (1 Ин 2.1,18; см Ин 13.35).
LR
см. бедные НЗ II - власть ВЗ I 1.2, НЗ II 2 - доверие - жизнь II 1 - мать - молоко 3 - ответственность - простой - смирение III - старость
ДОБРО (БЛАГО, ХОРОШО) И ЗЛО (ЛУКАВЫЙ, ПЛОХО)
«И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт 1.31). Однако, чтобы ускорить пришествие эсхатологического Царства, Христос заповедал нам просить в «Отче наш»: «Избавь нас от лукавого», т.е. от зла (Мф 6.13). Противоположность этих двух выражений ставит перед современным верующим проблему, данные к решению к-рой находятся в самой же Библии: откуда зло в мире, сотворенном «хорошо весьма»? Когда и как оно будет побеждено?
I. ДОБРО И ЗЛО В МИРЕ
1. С точки зрения того, кто их рассматривает или познает опытом, некоторые вещи субъективно хороши или плохи. Евр. словом тоб (к-рое по-греч без различия переводится хαλός и άγαθός, прекрасный и хороший - ср Лк 6.27,35) первоначально обозначались лица или предметы, вызывающие приятные ощущения или чувства блаженства во всем существе: хороший обед (Суд 19.6-9; 3 Цар 21.7; Руф 3.7), красивая девушка (Есф1.11), люди, делающие Д. (Быт 40.14), словом, все, что приносит счастье или облегчает жизнь в физическом или психологическом отношении (ср Втор 30.15); напротив, все, что ведет к болезни, к страданию во всех его видах, а в особенности к смерти, - плохо (евр. ра'; греч πονηρός и хαхός).
2. Можно ли говорить также и об объективной благости тварей в том смысле, как это понимают греки? По их представлению каждая вещь имеет архетип, предлагаемый к подражанию или осуществлению; ч-ку они предлагали идеал: хαλός-хάγαθός. Его осуществлял тот, кто, обладая всеми нравственными, эстетическими и общественными качествами, достиг расцвета, приятен и полезен Граду-Государству. Как понимать 3. под этим особым углом зрения? Как несовершенство, отсутствие Д. - как признак чисто отрицательный? Или, напротив, как реальность, имеющую собственное существование и производную от принципа 3., игравшего такую значительную роль, напр., в иранском мышлении? В тех случаях, когда в Библии говорится о вещах, что они «добры» (хороши), этот вопрос понимается иначе. Слова: «И виде Бог свет, яко добро» (Быт 1.4... слав) показывают, что Д. измеряется не в отношении к некоему отвлеченному Д.. а в отношении к Богу-Творцу, К-рый Один дает вещам свойство быть «добрыми».
3. Добродетельность человека представляет собою особый случай, ибо она частично зависит от него самого. Уже при сотворении мира Бог поставил его перед « древом познания добра и зла», дав ему возможность быть послушным и пользоваться древом жизни или ослушаться и быть вовлеченным в смерть (Быт 2.9,17). Это решающее испытание свободы повторяется для каждого ч-ка. Если он отвергает 3. и делает Д. (Ис 7.15; Ам 5.14; ср Ис 1.16 сл), соблюдая закон Божий и сообразуясь с Его волей (ср Втор 6.18; 12.28; Мих 6.8), он хорош и угоден Богу (Быт 6.8); в противном же случае он плох, т.е. не угоден Богу (Быт 38.7). Его выбор определяет его нравственную ценность и вследствие этого его участь.
4. Но вот, человек, соблазненный Лукавым (ср Сатана), от начала избрал зло. Свое благо он стал искать в тварях «хороших для пищи и приятных для глаз» (Быт 3.6), но вне воли Божией, что и составляет самую сущность греха. Он нашел в этом только горькие плоды страдания и смерти (Быт 3.16-19). Вследствие его греха 3. проникло в мир и затем стало умножаться. Сыны Адама так развратились, что все мысли их были 3. И Бог раскаивается в том, что создал их (Быт 6.5 сл л): «нет делающего добро» на земле (Пс 13.1 слл; Рим 3.10 слл). И ч-к, созданный по образу Божию, может переживать подобный же опыт неудовлетворенности, начиная с уровня физической жизни и до уровня высоко духовного: он чувствует себя неудовлетворенным в своих ненасытных желаниях (Екк 5.9 слл; 6,7), лишенным возможности вполне насладиться благами земли (Екк 5.14; 11.2-6), неспособным «делать добро и не грешить» (Екк 7.20), ибо 3. исходит из его собственного сердца (Быт 6.5; Пс 27.3; Иер 7.24; Мф 15.19 сл). Он уже больше не вполне свободен (Рим 7.19) и становится рабом греха (6.17). Даже его рассудок помрачается: извращая порядок вещей, он называет Д. злом и 3. добром (Ис 5.20; Рим 1.21-25) или, пресытившись и разочатовавшись во всем, он заключает, что «все суета» (Екк 1.2). Тяжкий опыт 3. в себе и вокруг себя убеждает ч-ка в том, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5.19; ср Ин 7.7). 3. это не есть простое отсутствие Д., оно - реально существующая сила, порабощающая ч-ка и развращающая мир (Быт 3. 17 сл). Бог не сотворил 3.; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям - ангелам и людям - и стало противиться Богу. Эта постоянная война будет длиться до конца истории и, чтобы спасти ч-ка, Всемогущий Бог должен будет восторжествовать над 3. и над Лукавым (Иез 38-39; Откр 12.7-17).
II. ОДИН БОГ БЛАГ
1. Благость Бога - главнейшее откр. ВЗ. Изведав 3. в его пароксизме за время рабства в Египте, Израиль открывает благо в Ягве, своем освободителе. Бог избавил его от смерти (Исх 3.7 слл; 18.9) и привел в 3емлю Обетованную, «землю добрую» (Втор 8.7-10), где «текут молоко и мед» и «на к-рой очи Господни всегда». Израиль найдет там счастье (ср Втор 4.40), если только будет верен 3авету (Втор 8.11-19; 11.8-12; 18-28).
2 Дары Божии - условны. - Израиль, как Адам в раю, оказывается поставленным перед выбором, к-рым определится его судьба. Бог предлагает ему благословение или проклятие (Втор 11.26 слл), ибо и физическое благо и благо моральное одинаково связаны с Богом: если Израиль «забудет Ягве», перестанет любить Его, не будет больше соблюдать Его заповеди и нарушит Союз-Завет с Ним, он будет немедленно лишен этих земных благ (Втор 11.17) и будет вновь отдан в рабство, тогда как земля его превратится в пустыню (Втор 30.15-20; 4 Цар 17.7-23; Ос 2.4-14). Истинность этого основного учения о Союзе-Завете Израиль испытывает на протяжении всей своей истории: как и в драме, разыгравшейся в раю, опыт несчастья следует за опытом греха.
3. благоденствие нечестивых и испытания праведных. - В одном чрезвычайно важном пункте это учение как будто не выдерживает критики: разве не кажется, что Бог поощряет нечестивых, а добрых оставляет в несчастьи? Праведные страдают, Отрок Ягве гоним, пророки убиваемы (ср Иер 12.1 сл; 15.15-18; Ис 53; Пс 21; Иов 23-24). Таков скорбный и таинственный опыт страдания, смысл к-рого с первого взгляда не ясен. Однако, именно через него бедные и нищие Ягве постепенно находят путь к отрешению от «благ мира сего», обманчивых и непрочных (Соф 3.11 слл; ср Мф 6.19 слл; Лук 12.33 сл), чтобы найти силу, жизнь и благо в Боге, К-рый один остается с ними, когда все потеряно, и к К-рому они прилепляются подвигом веры и надежды (Пс 21.20; 41.6; 72.25; Иер 20.11). Конечно, они еще подвержены 3., но с ними их Спаситель, К-рый восторжествует в день спасения; тогда они получат блага, обещанные Богом верным Ему (Пс 22.27; Иер 31.10-14). Воистину, «никто не благ, кроме одного Бога» (Мк 10.18 п).
III. БОГ ТОРЖЕСТВУЕТ НАД ЗЛОМ
Открывая, что Он Спаситель, Бог уже возвещал Свою грядущую победу над 3.; этой победе оставалось еще выявиться в окончательной форме, давая ч-ку силу быть добродетельным и изымая его из-под власти Лукавого (1 Ин 5.18 сл), «князя мира сего» (Лк 4.6; Ин 12.31; 14.30).
1. Конечно, Бог дал Закон, к-рый был хорош и предназначался к жизни (Рим 7.12 слл): если бы ч-к исполнял заповеди, он делал бы Д. и получил бы вечную жизнь (Мф 19.16 сл). Но сам по себе этот Закон оставался недейственным до тех пор, пока сердце ч-ка - пленника греха - не было изменено. Желать Д. доступно ч-ку, но совершать его - нет: он не делает Д., к-рого хочет, и делает 3. к-рого не хочет (Рим 7.18 слл). Похоть влечет его как бы против его воли, и Закон, созданный ему на благо, обращается в конце концов ему во З. (Рим 7.7,12 сл; Гал 3.19). Эта внутренняя борьба оставляет его бесконечно несчастным: кто же освободит его? (Рим 7.14-24).
2. Только «Иисус Христос, Господь наш» (Рим 7.25) может пресечь 3. в корне, торжествуя над ним в самом ч-ке (ср Иез 36.26 сл). Он - новый Адам (Рим 5.12-21), без греха (Ин 8.46), над к-рым Сатана не имеет никакой власти. Он сделался послушным даже до смерти крестной (Флп 2.8), Он отдал Свою жизнь, чтобы овцы Его «нашли пастбище» (Ин 10.9-18). Он сделался за нас проклятием, чтобы мы получили через веру обещанного Духа (греч Гал 3.13 сл).
3. Дары Духа. - Т. обр., пожертвовав жизнью и земными благами (Евр 12.2) и послав нам Духа Св., Христос снискал нам то «благо», к-рое мы должны просить у Отца (Мф 7.11; ср Л к 11.13). Речь идет уже не о материальных благах, как те, к-рые были некогда обещаны Евреям, а о «плодах Духа» в нас (Гал 5.22-25). Отныне ч-к, преобразованный благодатью, может «делать добро» (Гал 6.9 сл), «добрые дела» (Мф 5.16; 1 Тим 6.18 сл; Тит 3.8,14), «побеждать зло добром» (Рим 12.21). Чтобы суметь принять эти новые блага, он должен пройти через отрешенность, «продать имение свое» и последовать за Христом (Мф 19.21), «отречься от самого себя и взять крест свой» (Мф 10.38 сл; 16.24 слл).
4. Победа добра над злом. - Избрав такую жизнь со Христом, чтобы следовать внушениям Св. Духа, хр-н освобождается от тех уз, к-рыми связал его выбор Адама. Поэтому нравственное 3. реально побеждается в нем. Конечно физические и психологические последствия остаются до тех пор, пока существует нынешний мир, но хр-н «хвалится и скорбя ми», приобретая через них терпение (Рим 5.3) и считая, что страдания нынешнего времени не сравнимы с тою славою, к-рой предстоит открыться в нас (греч 8.18-25). Т. обр. он, благодаря вере и надежде, уже обладает богатствами нетленными (Лк 12.33 сл), к-рые даруются посредством Христа, «Первосвященника будущих благ» (Евр 9.11; 10.1). Это еще только начало, так как верить не то же, что видеть; но вера обеспечивает чаемые блага (Евр 11.1), блага лучшего отечества (Евр 11.16), нового мира, к-рый Бог создаст для Своих избранных (Откр 21.1 слл).
JdV
Ср. Вавилон 3 - вкушать 1 - воздаяние - война - гонение - город ВЗ 3, НЗ 2- грех - дела НЗ I 3 - добродетели и пороки - испытание - ложь III - мир - мудрость ВЗ I 2,111, НЗ III 2 - ненависть III 3 - ответственность - плод III - проклятие - Сатана - сбор винограда - свет и тьма НЗ II - совесть, сознание - страдание- язык 1
ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ
В Библии говорится о многих Д. и П., т.е. о привычках, приобретение к-рых либо возвышает, либо унижает ч-ка. Однако для отвлеченных рассуждений о Д. и П. словарь Библии довольно беден. И действительно, если в центре внимания греч. гуманизма стоит ч-к и его совершенствование, то в Библии ч-к рассматривается в его отношении к Богу и Его замыслу о ч-ке; соединить людей с Собою и между собой - такова Его воля, а для этого единения необходимо совершенствоваться нравственно.
1. Природа добродетелей и пороков. - Совершенный ч-к не тот, кто делает усилия, чтобы стать таковым, а тот, кто ищет Бога и следует пути, к-рый Бог ему указывает, единственному пути, на к-ром возможен расцвет его личности. Это основное расположение души выражается формулой: «ходить перед Богом» (Быт 5.22,24; 6.9). Так говорится напр.. о Ное, ч-ке праведном, отличавшемся от окружавших его развратившихся людей, «помышления сердца к-рых были зло во всякое время» (6.5). Д. заключается в живой связи с Богом, в принятии Его слов, в послушании Его воле, в глубоком и постоянном стремлении к Нему. Через эту связь ч-к становится праведным. Эта верность, с к-рой ч-к следует по пути Божию, есть основная Д., к-рую Авраам должен был заповедать сынам своим (18.19) и исполнение к-рой есть условие сохранения С./Завета (Исх 19.5,8). В противоположность этому, основной П. заключается в следовании другому богу, чем Бог истинный (Втор 6.14; ср 4.35), в неверности С./Завету, в уклонении от пути Божия (Исх 32.8).
Однако это соблюдение установленного Богом порядка, к-рое составляет Д. и к-рое в Библии чаще всего называется праведностью, не достигается одним исполнением предписанных Богом действий; действия эти должны свидетельствовать о повиновении и верности сердца и быть выражением любви. Таков основной закон С./Завета (Втор 6.5 сл; 10.16; 11.1; 30.20). Корень Д. и П. находится в сердце. В него должны быть вложены, более того, в нем должны быть начертаны слова Божий, чтобы стать там началом любящей верности, к-рая является душой всякой Д. Именно потому, что их сердце полностью принадлежало Богу, Давид так велик, несмотря на свои грехи, и Иосафат возвышается на путях Господних (3 Цар 15.3; 2 Пар 17.6); Езекия делал доброе и справедливое и истинное перед лицем Бога, ибо, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца» (2 Пар 31.20 сл).
Мудрость псалмопевцев говорит о Д-ном ч-ке: «Закон Бога его в сердце его» (Пс 36.31) и «в законе Господа воля его» (1.2), тогда как сердце безумца отвращается от Бога, и он говорит «в сердце своем»: «нет Бога» (13.1). Тот, кого Премудрость научает Д-м, полезнее к-рых нет для людей в жизни: целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству - и есть именно тот, кто любит праведность (Прем 8.7). Праведность понимается здесь один раз в ее евр. значении: основная Д., а другой раз - в греч. значении: Д., относящаяся к общественным сношениям.
Наконец, совершенную праведность проповедует Иисус (Мф 5.20) - ей посвящена вся Нагорная проповедь. Это праведность чистого сердца, свободного от всякого дурного желания, полного милосердной любви, простирающейся даже на врагов (5.7 сл, 28,44 сл). Оскверняют же ч-ка только пороки его сердца (15.18 сл).
2. Источник добродетели и порока. - Нет надобности искать другого источника П., чем сам ч-к; совершив грех, отделивший его от Бога, ч-к стал неспособным противиться своим похотям и владеть собою; вместо того, чтобы завершить мироздание, он извратил его (1 Ин 2.16 сл). С тех пор он не может найти в себе силы, чтобы устоять под бременем страстей (Сир 1.22; 18.30) и обресть первоначальную чистоту. Только сила Господа может укрепить его (Втор 8.17 сл; Еф 6.10); без нее он остается боязливым и расслабленным (Сир 2.12 сл). Нужно, чтобы Бог «сотворил в нем сердце чистое, обновил в нем дух правый и Духом владычественным укрепил его» (Пс 50.12 слл). Дар этот возвещается пророками и осуществляется в НЗ: новое сердце дано ч-ку и закон Бога начертан на нем; он примет Дух Самого Бога и будет ходить в заповедях Его и уставы Его будет соблюдать и выполнять (Иер 31.33; Иез 36.26 сл). Именно этот Дух почиет на Мессии, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис 11.2-5): мудрость для управления, сила для освобождения от врагов, благочестие, дабы пребывать в единении с Богом, пославшим Его, - все эти Д. свойственны его царственной миссии.
Этот Дух, значение к-рого как наставника всякой истины Христос открывает ученикам (Ин 14.26; 16.13), дает им премудрость и силу, чтобы быть свидетелями необоримыми (Мф 10.20 п; Лк 21.14 сл; 24.48 сл; Деян 1.8). Дух избавляет ч-ка от всех плотских вожделений, делающих его порочным (Гал 5.19 слл). Дух исполняет его сердце божественной любовью, дабы оно приносило плод - все Д., вдохновленные этой любовью (Рим 5.5; Гал 5.22); т. обр. Дух утверждает внутреннего ч-ка (Еф 3.16).
3. Совокупность добродетелей и перечни пороков. - Библия не только указывает путь добродетельному ч-ку и предрекает Суд Божий (Пс 1) ч-ку порочному; как и в писаниях языческих моралистов, в ней перечисляются в назидательных целях характерные черты того и другого.
Перечни П. даются пророками (Ос 4.1 сл; Иер 7.9), мудрецами (Притч 6.16-19; Сир 25.2; 26.5 сл), Христом (Мк 7.21 сл п) и Его Апостолами (1 Кор 6.9 сл; Рим 1.29 слл; Кол 3.5-9; 1 Тим 1.9 сл; 2 Тим 3.1-5; 1 Петр 2.1; 4.3); в частности, Павел подчеркивает, что глубокая причина П. - в непризнании истинного Бога и в предпочтении Ему идолов. П. есть известное нарушение единства и в самом ч-ке, когда П. противостоят друг другу; и в отношениях между людьми, когда разные П. способствуют их разделению.
Подобного противоположения не существует между Д-ми: они, наоборот, дополняют друг друга. Их перечни показывают, почему праведный сам обрел внутреннее единство и является для других началом единства. Вот, напр., сжатая формула пророка Михея: «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим» (6.8). Для Иисуса же характерны смиренная кротость (Мф 11.29), пример к-рой Он дает (Ин 13.15) и любовь, под действием к-рой Он полагает душу Свою (15.13). Эта любовь должна служить для учеников образцом того, как они должны любить друг друга (13.34; 15.17); вместе с тем эта любовь должна быть отличительным свойством истинных последователей Христовых (13.35). Поэтому Павел, хотя и отдает должное греч. идеалу Д. ; и советует совершать все, что заслуживает похвалы ; (Флп 4.8), неоднократно напоминает и о том, что «пребывают сии три»: вера, надежда, любовь (1 ; Фес 1.3; Рим 5.1-5; Кол 1.4 сл...), провозглашая при этом, что «любовь из них больше» (1 Кор 13.13). Конечно, апостолы советуют приобретать и другие Д. (1 Фес 5.14-18; Рим 12.9-21; Еф 4.2; 1 Тим; 4.12; 6.11; 1 Петр 3.8; 2 Петр 1.5 слл), но любовь признается ими как совокупность совершенства;, она устанавливает в сердцах мир Христов, к к-рому люди и призваны в одном Теле (Кол 3.12-15).
MFL
см. благочестие - верность ВЗ 2, НЗ 2 - гордыня - грех - добро и зло I - Дух Божий НЗ V 3 - желание II, III - искать I - кротость 2.3 - любовь II - любостяжание - могущество II - мудрость ВЗ III 4, НЗ III 2 - ожесточение - плоть II 2 - путь II - сердце - смирение II 3, IV - совершенство - совесть, сознание - страх Божий IV - чистый ВЗ II, НЗ I, II 3
ДОВЕРИЕ, УПОВАНИЕ
Исполняя свои жизненные обязанности и встречаясь с различными опасностями, ч-к нуждается в опоре (евр батах), в убежище (евр хазах), чтобы не поддаться мучительному страху, но устоять в Испытаниях и сохранить уверенность в достижении цели жизни. Для этого нужно знать, кому довериться.
I. Доверие и вера в Бога. - Ответ на такой вопрос дан Самим Богом в откр.: запрещая ч-ку вкушать от плодов дерева познания, Бог указывает, что для различения добра и зла следует доверяться только Ему одному (Быт 2.17). Верить в слово Божие - значит выбрать между двумя мудростями: довериться Премудрости Божией, а не своему разуму (Притч 3.5); это значит также довериться всемогуществу Создателя, ибо все на небе и на земле - Его творение (Быт 1.1; Пс 113.11,23); итак, ч-к нисколько не должен бояться тварей - наоборот, он призван господствовать над ними (Быт 1.28).
Но первые мужчина и женщина предпочли довериться твари и познали на опыте, что значит довериться обману (Быт 3.4 слл; Ин 8.44; Откр 12.9); оба они вкусили от плода своего суетного Д.; они стали испытывать страх перед Богом и стыд друг перед другом; рождение детей женщиною и возделывание земли стали сопровождаться страданием; наконец, они на опыте познали смерть (Быт 3.7-10, 16-19).
Несмотря на пример Авраама, доверившегося даже до готовности принести в жертву своего сына (Быт 22.8-14; Евр 11.17), ибо он был уверен до конца в Провидении Божием, израильский народ не доверяет освободившему его Вседержителю и Его любви, усыновившей его не по заслугам (Втор 32.6,10 слл); лишенный всякой земной опоры среди пустыни (Исх 16.3), Израиль жалеет о своем былом рабстве и ропщет. На протяжении всей своей истории он не хочет уповать на своего Бога (Ис 30.15; 50.10) и предпочитает Ему идолов, «ложь» (Иер 13.25) и «пустоту» (Ис 59.4; ср Пс 113.12), к-рых разоблачают пророки. Мудрые утверждают также, что тщетны все надежды на богатство (Притч II.28; Пс 48.7 слл), на силу (Пс 62.11), на князей (Пс 117.8 слл; 145.3); безумен ч-к, доверившийся собственному рассудку (Притч 28.26). Одним словом «проклят человек, который надеется на человека... Благословен, который надеется на Господа» (Иер 17.5-7). Вытекающие из этого принципа требования окончательно выявляет Иисус: Он напоминает, что необходимо сделать начальный выбор, - отказаться от всякого другого господина, кроме того, Чье могущество, премудрость и отцовская любовь заслуживают абсолютного Д. (Мф 6.24-34); вместо того, чтобы полагаться на собственную правду (Лк 18.9, 14), надо искать правду Царства (Мф 5.20; 6.33), к-рая исходит от одного Бога и доступна только вере (Флп 3.4-9).
2. Доверие и смиренная молитва. - Д. к Богу, коренящееся в такой вере, тем непоколебимее, чем оно смиреннее; иметь Д., не значит не замечать действия в мире злых сил, стремящихся к господству над ним (Мф 4.8 слл; 1 Ин 5.19), и еще менее - забывать о своей греховности. Нужно признать всемогущество и милосердие Создателя, К-рый хочет спасти всех людей (1 Тим 2.4) и усыновить их через Иисуса Христа (Еф 1.3 слл).
Незабываемый пример безусловного Д. дала уже Иудифь (Иф 8.11-17; 13,19); она призывала Бога своего и как Спасителя тех, чье положение безнадежно, и как Бога смиренных (9.11); Д. и смирение неотделимы. Оба чувства выражены в молитве бедных; беззащитные и подверженные смертельной опасности, они сердцем уверены в Боге, подобно Сусанне (Дан 13.35). «Из глубины» (Пс 129.1) восходят в псалмах полные упования мольбы: «Я же беден и нищ, но Господь печется о мне» (Пс 39.18); «Я же уповаю на милость Твою» (Пс 12.6); «Уповающего на Господа окружает милость» (31.10); «Блаженны все, уповающие на Него» (2.12). Псалом 130 является подлинным выражением того смиренного Д., к-рое Иисус доводит до совершенства.
Иисус призывает учеников Своих открыться, подобно детям, дару Божию (Мк 10.15); в молитве, обращенной с таким чувством к Отцу Небесному заключена вера, что Он даст все просимое (Лк 11.9-13 п); силой такой молитвы даруется грешнику оправдание и спасение (Лк 7.50; 18.13 слл), и через нее ч-к восстанавливает свою власть над тварным миром (Мф 11.12 слл; ср Прем Сол 16.24). Тем не менее дети Божий всегда должны быть готовы к насмешкам и гонениям нечестивых, именно по причине их сыновнего упования; Сам Иисус испытал это (Мф 27.43; ср Прем 2.19): завершая принесение Самого Себя в жертву, Он испустил дух с возгласом, исполненным упования (Лк 23.46).
3. Доверие и радостная уверенность. - Этим преданием себя Отцу в любви, полной упования, Иисус победил все силы зла и привлек к Себе всех людей (Ин 12.31 сл; 16.33); благодаря Ему их Д. становится твердой уверенностью. Так, ученик, доверившийся Ему, становится Его верным свидетелем. Найдя опору своей верности в верности Божией, он уверен, что благодать Божия довершит свое дело (Деян 20.32; 2 Фес 3.3 слл; Флп 1.6; 1 Кор 1.7 слл). Такое Д., проявленное апостолом, даже в часы испытания (Гал 5.10), сообщает ему непоколебимую уверенность для благовествования слова Божия с дерзновением (παρρησία). (1 Тим 2.2; Деян 28.31). Если уже первые ученики свидетельствовали с такой уверенностью, то это потому, что их Д. было вознаграждено соответствующей благодатью по их молитве (Деян 4.24-31).
Это непоколебимое упование есть условие верности (Евр 3.14) и дает свидетелям Христовым радостную и смелую уверенность (3.6); они знают, что имеют доступ к престолу благодати (4.16), путь к к-рой открыт им кровью Христовой (10.19); их дерзновение не страшится ничего (13.6); они знают, в кого уверовали (2 Тим 1.12); ничто не отделит их от любви Божьей (Рим 8.38 слл), к-рая, оправдав их, пребывает в них, сообщая им стойкость в испытаниях и гордость (Рим 5.1-5). Т. обр. все способствует их благу (Рим 8.28), и они это знают.
Д., будучи условием верности, в свою очередь ею укрепляется, ибо любовь, доказательством к-рой является верность (Ин 15.10), доводит Д. до полноты. Только те, кто пребывают в любви, получат полную уверенность в День суда и пришествия Христова, ибо совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин 2.28; 4.16 слл). Они знают уже теперь, что Бог слышит и исполняет их молитву и что нынешняя скорбь превратится в такую радость, к-рую никто не сможет отнять от них, ибо эта радость Сына Божия (Ин 16.20 слл; 17.13).
MFL
см. блаженство ВЗ I 2, II 2 - вера - дитя I, II - гонение II - гордость НЗ 2 - заботы 2 - молитва II 3 - молчание 2 - надежда - неверие I 2 - освобождение III 3 а - плоть II 1 - Провидение - разочарование - скала 1 - смирение II, III - спасение ВЗ II - сотворение IV 2 - страх Божий II - стыд I 1,II 1 - сон I 1
ДОЖДЬ см. вода - гроза 1 - небо I - плод II - потоп - пустыня 0
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО см. испытание / искушение - свидетельство
ДОКСОЛОГИЯ, СЛАВОСЛОВИЕ см. благословение III 5, IV 0 1 - исповедовать ВЗ 1, НЗ 1 - слава V - хвала
ДОЛГ см. воздаяние - грех IV 1 а - прощение
По отношению к Своему «жестоковыйному» народу, как и по отношению к другим грешным народам, Бог проявляет Д., потому что Он их любит и хочет их спасти. Этому Д. Господню, чей совершенный пример и высшее проявление - Христос, человек должен подражать (Еф 5.1; Мф 5.45). По примеру Своего Учителя, ученик должен встречать лицом к лицу гонения и испытания, сохраняя постоянную и радостную верность, исполненную надежды, а в более скромной обстановке - ежедневно сносить с кротостью и милосердием недостатки ближних.
I. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ ГОСПОДНЕ
ВЗ
1. Бог утверждает Свою правду, не считаясь с грехами, соделанными прежде, «во время долготерпения Божия» (Рим 3.25 сл). Т. обр. ВЗ понимается Павлом как время, когда Бог переносил грехи Своего народа и языч. народов, чтобы проявить Свою спасительную правду «в наше время» (см 1 Петр 3.20; Рим 9.22 слл). В продолжении своей истории святой народ все глубже проникался сознанием этого Д. Божия. В откр. данном Моисею, Ягве провозгласил: «Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление». Но Он также и «не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх 34.6 сл; ср Числ 14.18). Последовательные откр. все больше настаивают на Д. и милосердной любви Отца, К-рый знает, каковы мы; долготерпеливый и любвеобильный, Он не обращается с нами, как мы этого заслуживаем нашими грехами (Пс 102.8; ср Сир 18.8-14). Если у пророков и не иссякают темы гнева и Суда Господних, то они все же делают больший упор на прощение Божие, а согласно некоторым текстам Бог как бы готов раскаяться в Своих угрозах (Иоил 2.13 сл; Ион 4.2). Но это Д. Божие не есть слабость: оно призыв к обращению - «Обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив..» (Иоил 2.13; см Ис 55.6). Израиль постепенно понимал, что не только он один имеет преимущество этого Д.: Бог любит все народы. История Иова напоминает, что милосердие Божие обращено ко всем, кто кается в своих грехах.
НЗ
Иисус Своим отношением к грешникам и Своими наставлениями наглядно показывает и олицетворяет долготерпение Господне; Он порицает Своих нетерпеливых и мстительных учеников (Лк 9.55).
Притча о бесплодной смоковнице (13.6-9), о блудном сыне (15), о немилосердном заимодавце (Мф 18. 23-35) - все они откр. Д. Господа, К-рый хочет спасти грешников, и уроки терпения и любви, наставляющие Его учеников. Мужество Иисуса во время Страстей, что так подчеркнуто в повествовании Луки, стало примером всяческого терпения для ч-ка, к-рый, подвергаясь гонениям, начинает понимать значение и искупительную ценность страданий.
В кажущемся замедлении возвращения Христа Апостолы видят проявление Д. Божия: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр 3.9,15). Но если ч-к пренебрегает этим «богатством благости, кротости и долготерпения Божия», то он «сам себе собирает по упорству своему и нераскаянием сердца, гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2.5). Оттого, пока еще длится Д. Господне и Он еще призывает нас к покаянию, избранные должны слушать Его Слово и стараться войти в покой Божий (Евр 3.7-4.11).
II. ТЕРПЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
Ч-к должен брать за образец Д. Господне, Д. Иисуса. Во время гонений и страданий, допускаемых Господом, ч-к должен черпать силы у Самого Бога, К-рый дает ему надежду и спасение; в повседневной жизни терпение ч-ка по отношению к своим ближним является одним из проявлений его любви к ним.
1. Перед лицом Бога, К-рый страданием испытывает ч-ка, или дозволяет гонение, ч-к постепенно открывает смысл этих страданий и научается противопоставлять им терпение, «приносящее плоды» (Ин 15.2). Иов понимал, что страдания не всегда кара за грех и терпеливо их переносил - это было испытанием его веры: перед этой тайной он кротко смирялся, но еще не понимал ни значения, ни ценности своего испытания. Проявлял терпение и гонимый евр. народ, перенося с твердостью свои испытания и пребывая в напряженном ожидании царства Мессии (1 и 2 Макк; Дан 12.12): угнетаемый праведник не должен ли всегда доверяться Слову и любви Господа (Пс 129.5; 24.3,5,21; Сир 2)? Хр-н, знающий, что Христу надлежало страдать, чтобы войти в Славу Свою (Лк 24.26), должен по Его примеру переносить с твердостью все гонения; он их переносит с надеждой на спасение, к-рое он обретет, когда Иисус возвратится во славе Своей, зная, что через терпеливо переносимые страдания он становится соработником Спасителя. Он «принимает участие в страданиях Христовых, чтобы быть прославленным вместе с Ним (Флп 3.10; Рим 8.17). В несчастьи он берет «в пример злострадание и долготерпение пророков, к-рые говорили именем Господним» (Иак 5.10) и вообще всех великих служителей Господа в ВЗ (Евр 6.12; 11), в особенности Авраама (Евр 6.15) и Иова (Иак 5.11). Но прежде всего он подражает Д. Христа (Деян 8.32; Евр 12.2 сл; 2 Фес 3.5) и взирая на Него, он «с терпением будет проходить предлежащее ему поприще» (Евр 12.1 сл). Это терпение, как и любовь: «плод Духа» (Гал 5.22; см 1 Кор 10.13; Кол 1.11); созрев в испытании (Рим 5.3 слл; Иак 1.2 слл), постоянство породит надежду, к-рая не будет тщетной (Рим 5.5).
Так, укрепленные Господом и утешенные Св. Писанием (Рим 15.4), все хр-не могут остаться верными, перенося страдания во Имя Христа (Откр 2.10; 3.21); они обретут т. обр. блаженство, обещанное претерпевшим до конца (Мф 10.22; см Мф 5.11 сл; Иак 1.12; 5.11; см Дан 12.12), это будет особенно важно во время последних великих испытаний (Мк 13.13; Л к 21.19). Что касается апостолов, то они призваны к еще большему сопричастию к Страстям и Д. Христа: «но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (2 Кор 6.4; 12.12; 1 Тим 6.11; 2 Тим 2.10; 3.10). Жизнь Христа проявляется в их теле через страдания и терпение; так что смерть действует в них, чтобы жизнь могла действовать в хр-нах (2 Кор 4.10-12).
2. Когда братья раздражают его, мудрый вспоминает, что «долготерпеливый лучше храброго и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч 16.32; см 25.15; Екк 7.8). Он должен взять за образец прежде всего Д. Христа по отношению к Своим Апостолам и по отношению к грешникам. Он не беспощаден (Мф 18.23-35), но даже терпим (5.45), его постоянное терпение проявляет его любовь (1 Кор 13.4). Чтобы жить согласно своему призванию, он должен относиться к своим ближним «со всяким смиренномудрием, и кротостью и долготерпением» (Еф 4.2; Кол 3.12 сл; 1 Фес 5.14). Тогда он будет истинным сыном долготерпеливого Бога, К-рый любит, прощает и хочет спасти, и учеником кроткого и смиренного сердцем Христа (МФ11.29).
RD
см. бедные НЗ III 3 - бодрствовать - верность - воспитание - гнев А 2, Б ВЗ III 1 - гонение II 1,2 - испытание / искушение НЗ II - милосердие ВЗ I 2 а - молчание 1 - надежда - ожесточение I 2 б - кротость - страдание
ДОРОГА см. путь
ДРАКОН см. гонение I 4 а - животные - звери и Зверь - море 2 - Сатана
1. «Верному другу нет цены» (Сир 6.15 сл; 7.18), ибо «он любит во всякое время» (Притч 17.17), делая жизнь приятной (Пс 132; Притч 15.17). Замечательна дружба, тесно связывавшая Давида и Ионафана (1 Цар 18.1-4); она устояла во всех испытаниях (19-20) до самой смерти (2 Цар 1.25-25) и сохранилась в памяти сердца (9.1; 21.7).
Бывают такие дружбы, но есть и дружбы обманчивые.
Почему у богатых столько Д., тогда как у бедных, больных или гонимых их так мало (Притч 14.20; ср Пс 37.12; 54.13 сл; 87.19; 108.4 сл; Иов 19.19)? Почему «тот, кто делит со мной хлеб, поднимает пяту против меня» (Пс 40.10)? Такой горький опыт учит быть трезвым в выборе Д. и даже проявлять иногда некоторое недоверие (Сир 6.5-13; 12.8-13.23; 37.1-5). Даже искренняя дружба (Иов 2.12 сл) может привести к разочарованию (Иов 6.15-30), а иногда и ко злу (Втор 13.7; Сир 12.14; ср 2 Цар 13.3-15).
Дружба закаляется со временем: «Вино новое, друг новый; оно состарилось, ты его выпьешь с радостью» (Сир 9.10); ее не нарушает открытое обличение (Притч 27.5 сл); особенно же укрепляет ее страх Божий: «кто боится Господа, тот найдет себе настоящих друзей, потому что каков он сам, таким делается и друг его» (Сир 6.16 сл). В сущности (ср любовь), образом и источником настоящей дружбы является дружба, к-рую Бог заключает с ч-ком, напр., с Авраамом (Ис 41.8; Быт 18.17 слл), с Моисеем (Исх 33.11), с пророками (Ам 3.7).
2. Посылая нам Сына Своего, Бог открыл Свое человеколюбие (Тит 3.4); Иисус говорит о Нем в притче, как о некоем ч-ке, к-рый позволяет своему надоедливому Д. беспокоить себя (Лк 11.5-8). Особенно Иисус в жизни Своей дает примеры такой дружбы: Он полюбил богатого юношу (Мк 10.21) и очень любил Лазаря и в его лице всех тех, кто верою восстанет из гроба (11.3; 11.35 сл). С Ним были ученики Его, разделявшие Его образ жизни (Мк 3.14), но не все они стали его Д. (греч φίλος). Обращение Христа к Иуде (Мф 26.50): «друг» (русский пер.) в греч. тексте дано словом έταίρος (букв: сотоварищ, спутник ср Мф 20.13; 22.12), тогда как другим апостолам Иисус говорит: «Я не называю вас уже рабами, но друзьями» (Ин 15.15); они пребыли с Ним в Его испытаниях и были готовы безбоязненно встретить приближающиеся Страсти (Лк 22.28 сл); поэтому Иисус говорит им все, что слышал от Отца Своего (Ин 15.15). Подлинным Д. Христовым, верным до креста, является «ученик, которого любил Иисус» (Ин 13.23; ср 2.7, 20) и к-рого Он препоручил Своей Матери (19.26).
Те, кого Господь избрал Своими Д., не могут не чувствовать себя связанными между собой узами дружбы. Конечно, иногда невозможно избежать конфликтов: так, напр., Павел, находившийся в столь дружеских отношениях с братьями (см Рим 16.1-16) и всегда так заботливо относившийся ко всему, что их касалось (см 1 Фес 2.2-7 слл; 2 Кор 11.28 сл), имел серьезные трения с Варнавой (Деян 15.36-39) и даже с самим Петром (Гал 2.11-14); в конце своей жизни он чувствовал себя почти одиноким, лишенным присутствия Д. (2 Тим 4.9-14). Но несмотря на все это остается уверенность, что братская любовь между хр-нами есть воля Божия (Ин 15.12 слл); картина любви, царившей в первохристианской общине (Деян 2.44слл; 4.32), остается для всех хр-н идеалом и воодушевляющей силой.
3. Друг Жениха. - Согласно брачным обычаям в Израиле на свадьбе большую роль играл друг жениха, к-рый должен был приготовить свадебную встречу и быть посредником между женихом и невестой до самой свадьбы, на к-рой он должен был представить новобрачную ее мужу. Именно этот обычай имеется в виду в текстах, представляющих Господа Супругом Израиля. Пророк подобен другу жениха, оплакивающему неверность жены (Ис 5. 1-7). Таково же назначение Иоанна Крестителя, к-рый, приготовив людей к встрече с Господом и исполнившись общей радости, отходит (Ин 3.28 слл). Такова наконец роль Павла, к-рый «обручил» Коринфскую общину Христу (2 Кор 11.2); но позже, возвращаясь к тому же образу, апостол начинает понимать, что в действительности все происходит от Самого Жениха: Он Сам «представляет себе» невесту, к-рая не может быть Ему угодной, если она не будет предварительно исполнена всех Его даров (Еф 5.27): Жених берет на Себя здесь обязанность, к-рая некогда принадлежала «другу».
CW
см. ближний - брат - враг - Иоанн Креститель 2 - любовь - служить III 2 - трапеза I, III
Д. обозначает всего ч-ка, поскольку он оживлен духом жизни, а не является «частью», образующей в соединении с телом ч-ское существо. Собственно говоря, она не обитает в теле, а выражается телом, к-рое в свою очередь, как и плоть, обозначает всего ч-ка. Если, в силу своей связи с Духом, Д. указывает на духовное происхождение ч-ка, эта «духовность» глубоко коренится в конкретном мире, как это видно из расширительного применения данного термина.
I. ДУША И ЖИВАЯ ЛИЧНОСТЬ
В большинстве языков выражения, означающие Д. - евр. нефеш, греч. ψυχή лат. anima - связаны более или менее непосредственно с образом дуновения.
1. Живой человек. - И действительно, дуновение или дыхание является отличительным признаком живого существа. Быть живым - значит еще иметь в себе дыхание (2 Цар 1.9; Деян 20.10): когда ч-к умирает, Д. выходит (Быт 35.18), испускается (Иер 15.9) или изливается как жидкость (Ис 53.12 евр); если он воскресает, Д. возвращается в него (3 Цар 17.21).
Так могли бы выражаться и Греки, и Семиты; но под этой тождественностью выражения скрывается различие перспективы. По довольно распространенному взгляду, ясно выраженному нек-рыми представителями греч. философии, Д. все более становится сущностным началом, существующим независимо от тела, в к-ром она находится и из к-рого выходит - это «спиритуалистическое» представление, основанное, по всей вероятности, на как бы нематериальном характере дуновения, в противоположность материальному телу. Для Семитов же, дуновение остается неотделимым от одушевляемого им тела; оно просто указывает, каким именно обр. конкретная жизнь проявляется в ч-ке, прежде всего в том, что в нем движется, даже тогда, когда он неподвижен во сне. Не здесь ли одна из глубоких причин, побудивших к отождествлению Д. с кровью (Пс 71.14)? Д. находится в крови (Лев 17.10 сл), она - сама кровь (Лев 17.14; Втор 12.23), т.е. живой ч-к.
2. Жизнь. - От понятия «живой» легко перейти к понятию « жизнь», как показывает параллельное употребление обоих слов: «Не предай зверям душу горлицы Твоей; жизнь убогих Твоих не забудь навсегда» (Пс 73.19), так и в законе возмездия выражение «душа за душу» может быть передано также «жизнь за жизнь» (Исх 21.23). Т. обр. «жизнь» и «душа» часто оказываются равнозначными, хотя речь и не идет об одной только «духовной» жизни, в противоположении к жизни «телесной». Но с другой стороны, эта жизнь, долгое время остававшаяся ограниченной земным горизонтом, в конце оказывается открытой для жизни небесной, вечной. Поэтому следует каждый раз обращаться к контексту, чтобы уловить точный смысл слова.
В нек-рых случаях Д. рассматривается как принцип временной жизни. Люди боятся ее потерять (Ис Нов 9.24; Деян 27.34), хотели бы предохранить ее от смерти (1 Цар 19.11; Пс 6.5), обеспечить ей безопасность (Л к 21.19), когда чувствуют, что она под угрозой (Рим 11.3 = 3 Цар 19.10; Мф 2.20 = Исх 4.19; Пс 34.4; 37.13). С другой стороны, не следует заботиться о ней сверх меры (Мф 6.25 п), но нужно подвергать ее опасности (Флп 2.30), предавать ее за пасомых (1 Фес 2.8). Именно ее и дает Христос (Мф 20.28 п; Ин 10.11,15,17), и по Его примеру мы также должны ею жертвовать (Ин 13.37 сл; 15.13; 1 Ин 3.16).
Если такая жертва жизнью возможна, то это не только вследствие уверенности, что Ягве может ее искупить (Пс 33.23; 71.14), а потому, что Христос в тех же самых словах открыл дар жизни вечной. Христос берет слово Д. в его различных смыслах. «Кто хочет Д. свою спасти, тот погубит ее: кто погубит Д. свою ради Меня, тот найдет ее» (Мф 16.25; ср Мф 10.39; Лк 14.26; 17.33; Ин 12.25). Итак, «спасение Д.» является в конечном итоге победой жизни вечной, заложенной в Д. (Иак 1.21; 5.20; 1 Петр 1.9; Евр 10.39).
3. Человеческая личность. - Если жизнь - самое драгоценное благо для ч-ка (1 Цар 26.24), то спасти свою Д. - значит спасти самого себя; т. обр. слово Д. начинает обозначать личность.
«Душою» - беря ее как объект - называют всякое живое существо, даже животное (Быт 1.20 сл, 24; 2.19); но чаще всего речь идет о людях: так говорится, напр., о доме из «семидесяти душ» (Быт 46.27 = Деян 7.14; ср Втор 10.22; Деян 2.41; 27.37). Д. это ч-к, кто-то (Лев 5.1...; 24.17; Мк 3.4; Деян 2.43; 1 Петр 3.20; Откр 8.9), напр., в противопоставлении пассажиров грузу корабля (Деян 27.10 слав.: не токмо бремене и корабля, но и душ наших). В последней степени объективации даже труп, в память того, чем он был, может быть назван «душой скончавшейся» (см слав. Числ 6.6). Д. же, как субъект, совпадает с нашим «я», так же, как и сердце или плоть - но с большим оттенком внутренней углубленности и жизненной силы: восклицание «Жива Д. моя!» (Втор 32.40; Ам 6.8; 2 Кор 1.23) означает глубоко осознанное обязательство того, кто приносит клятву. Давид любил Ионафана «как свою Д.» (1 Цар 18.1.3). Это «я» выражается и в различных видах деятельности, к-рые не всегда «духовны». Напр., богач говорит: «Скажу Д. моей: Д., покойся, ешь, пей, веселись. И сказал ему Бог: безумный, в эту ночь Д. твою (твою жизнь) потребуют у тебя» (Лк 12.19 сл). Упоминание Д. подчеркивает любовь и волю к жизни, подобную до нек-рой степени силе жажды в иссохшей гортани (Пс 62.2) Жаждущая и алчущая Д. может быть насыщена (Пс 106.9; Иер 31.14). Состояния Д. включают и чувство веселия (Пс 85.4) и чувства смущения (Ин 12.27) и скорби (Мф 26.38 = Пс 41.6), чувство успокоения (Флп 2.19) и чувство изнеможения (Евр 12.3). Д. желает подкрепиться, чтобы быть в состоянии дать отцовское благословение (Быт 27.4) или чтобы перенести гонение (Деян 14.22). Она создана, чтобы любить (Быт 34.3) или ненавидеть (Пс 10.5), чтобы благоволить к кому-либо (Мф 12.18 - Ис 42.2; Евр 10.38 - Авв 2.4), чтобы безраздельно искать Бога (Мф 22.37 п - Втор 6.5; Еф 6.6; Кол 3.23) и благословлять Господа вовеки (Пс 102.1).
При такой полноте понимания слова Д. нек-рые выражения могут снова обрести свою первоначальную силу: Д. должны «освящаться» (1 Петр 1.22). За них Павел «истощает» себя (2 Кор 12.15), о них пекутся духовные наставники (Евр 13.17), Иисус обещает Д. покой (Мф 11.29). Эти Д. - существа во плоти, но в них заложено семя жизни, семя вечности (1 Петр 1.9).
II. ДУША И ДУХ ЖИЗНИ
1. Душа и жизненное начало. Д. - символ жизни, но не ее источник. И в этом второе различие, глубоко разделяющее семитское и платоново мироощущения. Согласно Платону, Д. отожествляется с духом, эманацией к-рого она в какой-то мере является, и сообщает т. обр. ч-ку подлинную автономность. Для Семитов же, источник жизни Д., не Д., а Бог, действующий посредством Своего Духа: «И вдунул (Бог) в лицо его дыхание (нешамах) жизни, и стал человек душою (нефеш) живою» (Быт 2.7). В каждом живом существе есть «дыхание Духа (= дуновения) жизни» (Быт 7.22), без к-рого оно обречено смерти. Это дуновение дается ему на все время его смертной жизни: «Отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются» (Пс 103.29 сл) Д. (ψυχή), жизненное начало, и дух (πνεΰμα), являющийся ее источником, различаются т. обр. в глубинах ч-ского существа, там, куда может иметь доступ только Слово Божие (Евр 4.12). В плане хр-ском, благодаря этому различению между Д. и духом, можно говорить о «людях душевных, не имеющих духа» (Иуд 19) или о «душевных» верующих, к-рые из «духовного» состояния, в к-рое их возвело крещение, вернулись к состоянию «земному» (1 Кор 2.14; 15.44; Иак 3.15).
2. Душа и загробная жизнь. - Непосредственное следствие: в отличие от духа, о к-ром не говорится, что он умирает, но утверждается, что он возвращается к Ягве (Иов 34.14 сл; Пс 30.6; Екк 12.7), Д. может умереть (Числ 23.10; Суд 16.30; Иез 13.19), может быть предана смерти (Пс 77.50), как кости (Иез 37.1-14) или плоть (Пс 62.2; 15.9 сл). Она нисходит в шеол, дабы вести там ущербное существование теней и мертвых, вдали от «земли живых», о к-рой она больше ничего не знает (Иов 14.21 сл; Екк 9.5,10), но также и вдали от Бога, к-рого она не в состоянии славить (Пс 87.11 слл), ибо умершие обитают в стране молчания (Пс 93.17; 113.25 Словом, ее больше «нет» (Иов 7.8,21; Пс 38.14).
Однако, эту Д., сошедшую в глубины бездны (Пс 29.4; 48.16; Притч 23.14), всемогущество Божие может оттуда вывести (2 Макк 7.9,14,23) и вновь оживить рассеянные кости: вера в это тверда.
3. Душа и тело. - Если Д. идут в шеол, то это не значит, что они там «живут» без тела: их «существование» не есть настоящее существование потому именно, что они не могут проявлять себя, не имея тела. В силу этого, учение о бессмертии ч-ка не отожествляется с представлением о духовности Д. По всей вероятности нет оснований считать, что оно введено книгой Прем, в наследие библ. откр. Не чуждый, конечно, эллинизма, автор кн. Прем, при случае использует термины, принадлежащие греч. антропологии, но его умонастроение всегда остается иным. Несомненно, «тленное тело обременяет Д. и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем 9.15), но тут речь идет об уме ч-ка, а не о духе жизни, и в особенности, не возникает вопроса о том, чтобы презирать материю (ср 13.3) или тело: «Будучи добрым, я вошел в тело чистое» - говорит священнописатель (8.19 сл). Т. обр., если и есть различие между Д. и телом, то не с тем, чтобы принимать в расчет подлинное существование отделенной Д.; как и в евр. апокалипсисах того времени, Д. идут в ад (16.14). Бог, у к-рого они в руке (3.1; 4.14), может воскресить их, раз Он сотворил ч-ка для нетления (2.23).
Библия, приписывающая всему ч-ку то, что позже будут относить только к Д. вследствие различения между Д. и телом, дает тем не менее неущербленное верование в бессмертие. Д., ожидающие воздаяния под жертвенником (Откр 6.9; 20.4; Прем 2.22), существуют там только как призыв к Воскресению, делу Духа жизни, а не какой-либо имманентной силы. В Д. Бог заложил семя вечности, к-рое прорастет в свое время (Иак 1.21; 5.20). Весь ч-к станет снова «душою живою» и, как говорит ап. Павел, «телом духовным»; он воскреснет в своей цельности (1 Кор 15.45; ср Быт 2.7).
XLD
См.: Воскресение - дух - жизнь II 3 - кровь ВЗ - плоть - смерть - тело - человек
ДЫХАНИЕ см.: Дух Божий 0 - дух 2,3 - душа I 1, II 1 - жизнь II 2 - человек