- проповедует людям с песьими головами, фреска
11 в.; о сказании о проповеди среди собачьеголовых Эйсбрук, 1999;
образ Эль Греко, 1600 г.; о
его "проповеди" на Руси м. Макарий;
А.Камкин; Панченко; его "мощи"
в России в 2003 г.
Андрей Первозванный (I). Имя происходит от греческого “андрейос” — “мужественный”.
Брат апостола Петра, рыбак из села Капернаум на Генисаретском озере. Вместе с
братом заинтересовался проповедью Иоанна Крестителя, привёл ко Христу Симона.
Он был призван первым, но в истории Церкви остался в тени своего брата, на котором
Христос "основал Церковь".
Прозвание звонкое: “Первозванный!” и заманчиво звучит: “Орден Андрея Первозванного”!
Подумаешь, апостол Петр — “папа Римский”, или апостол Павел — “апостол язычников”.
Нету того звона в их наименованиях. Только за этим звоном кроется великое искушение:
тебя Господь первым позвал, ты видел, как все последующие апостолы прошли путь
от нуля до духовной зрелости, и тебе кажется, что твой опыт, естественно, больше
их опыта, и твои заслуги больше их. Ты сам и брата своего Петра привёл ко Христу
— ну как после этого всерьёз относиться к первенству Петра.
Однако, читая Евангелие, мы видим многоразличные споры между учениками о первенстве,
но ни разу не видим, чтобы в этих спорах участвовал Андрей — единственный, у которого
были все основания возноситься. У него действительно было больше опыта, но только
то был христианский опыт — опыт постоянного, бесконечного смирения перед волей
Божией. Проповедывал в Крыму, Скифии. Ближе других апостолов он был к нам географически.
Впрочем, шотландцы так же считают Андрея “своим” (отсюда андреевский крест, вписанный
во флаг Великобритании), почитался он и покровителем рыбаков, горняков, мясников.
"Честь" распять апостола досталась, правда, не нам - но это лишь потому,
что тогда русских еще не было. Мученическую кончину Андрей принял в Патрах.
Согласно посланию, составленному священниками Ахайи (где апостола считали покровителем
города) в IV столетии, Андрей был распят 30 ноября 60 г. Легенда о его пребывании
в Киеве, если и справедлива, все равно имеет столь же косвенное отношение к России,
как и факт его проповеди в Крыму у скифов. Связь с этим апостолом - не в истории,
а в вере. Легенды косноязычно выражают невидимое единство, единство в сораспятии
Христу. Если оно есть - тогда русские имеют право изображать на государственном
знамени андреевский крест ("Х"). Однако после свержения большевизма
Россия постеснялась андреевского креста и выбрала себе флагом бывший торговый
стяг, символ коммерции и богатства. Крест и бедность не могут составить достоинства
нации — их достойны лишь христиане.
В Средние века были уверены, что существуют мощи апостола, хотя, вероятнее
всего, это лишь одна из многочисленных подделок поздней античности. Мощи в 1208
г. были перенесены из Константинополя в Амальфи под Неаполем, а голова апостола
в 1462 г. была доставлена в Рим, а в 1964 г. торжественно перенесена в Патры.
Память 30 ноября, причем этот день считался началом нового церковного года, подготовки
к Рождеству. “Андреевской” называлась первая из ночей четверга Рождественского
поста, — она, как и последующие четверговые ночи — “ночи колотушек”, была в Западной
Европе временем своеобразных колядок: мальчишки ходили по домам, колотя по дереву
(дверям), бросая в них бобы и горох (так сохранился языческий обряд наколдовывания
урожая). В РПЦ 30 ноября/13 декабря. Вместе с 12 апостолами ему празднуется 30
июня / 13 июля. Перенесение мощей и одежд (X век) празднуется 20 июня/3 июля.
Греческие предания о св. апостоле Андрее. Т.1. Жития. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005, 352 с.
Первое отдельное исследование житий святого апостола Андрея Первозванного и одновременно первое полное критическое издание его житийных текстов практически по всем известным спискам. |