Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 9 по 15 июня 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Иностранные новости

Во вторник 12 июня палестинцы расстреляли из автоматов автомобиль, который поздно вечером ехал из Иеусалима. Погиб водитель: 35-летний игумен, православный грек, Германос Цибукцакис из монастыря св. Георгия, уроженец Салоник.


Стефано Ленци из фонда Дикой природы заявил "Аввенире" 5 июня, что антиглобалисты, возможно, пойдут и на нарушение закона во время встречи в Генуе "в знак гражданского протеста" против того, что участники встречи отгораживаются от общественности. Коммунисты же и анархисты прямо грозят войной против полиции. Антиглобализм стал первым большим движением 21 в. Среди антиглобалистов: европейские фермеры (против трансгенных американских продуктов), американские студенты (против охоты на китов в Японии). Гм: глобальной охоты на китов нет, а вот глобальные протесты -- факт. Единственный реальный глобализм -- это глобализм антиглобалистов, как единственный интернационал -- это интернационал националистов.

25-20 января в Бразилии, Порто Алегре, состоялся в противовес встрече в Давосе Первый Общественный Форум антиглобалистов, который попытася их организовать. Проходит в Папском католическом университете Порто Алегре, выступала вдова Миттерана Даниэль, разрушитель Макдональдсов французский фермер Бове, субкоманданте Маркос из Мексики прислал послание, в которой назвал глобализацию четвертой мировой войной, разрушающей планеты. 10.12.1999 архиеп. Диармуид Мартин, тогда секретарь папского совета по справедливости и миру, заявил агентству Фидес. что на собраниях, подобных встрече в Сиэттле, "сильные мира желают выработать правила международной торговли, не прислушиваясь к гражданскому обществу".

Кое-кто очень хочет заставить людей свободно выбирать между феодализмом и рабовладельческим строем...


Берд Брунс 53 лет изобразил на надгробии своей матери адрес сайта, ей посвященный. Власти потребовали адрес убрать, сочтя это рекламным актом. "На сторону чиновников встали представители католической церкви, квалифицировавшие написание интернет-адреса не соответствующим нормам христианской этики" (Компьютерра, №20, 2001, с. 12-13).


11 июня 2001 г. в Швейцарии референдум отменил закон, запрещающий Папе создавать в этой стране новые епархии без разрешения правительства. Ни одна другая конфессия такой дискриминации не подвергалась.


В США казнили Маквэя. По телевизору показали кладбище, на котором похоронены жертвы устроенного им взрыва: надгробия в виде электрических стульев. Казнили не на стуле, на столе. Три последовательные инъекции: усыпляющая, останавливающая дыхание, останавливающая сердцебиение. Ни во что жалкое, скулящее, молящее о пощаде Маквэй не превратился, напротив, вел себя как победитель. Вокруг камеры были устроены четыре отсека, перечисляю слева направо (если смотреть на кушетку Маквэя): комната родственников, правительственных чиновников, прессы, друзей казнимого. Многозначительное размещение! Власть ближе к мстящим. Буш заявил, что казнь - не мщение, а триумф справедливости.


Синод польских епископов принял резолюцию с осуждением "необузданного капитализма": от него-де разводов больше, безработицы. Осудили и постмодернизм как "близкого родственника нигилизма", и "культуры смерти" как результат идеологического либерализма и потери идеалов.


В Брюсселе 8 июня приговорены к 12 и 20 годам две африканские монахини из Руанды за то, что в 1994 г. они помогли уничтожить 7 тысяч тутси. 15 лет дали бенедиктинке Гертруде, она же Консолата Мукаганго. Погибшие пытались найти убежище в их монастыре на юге Руанды. Бизнесмену Альфонсу Хиганиро дали 20 лет, профессору университета Винсенту Нтезимана 12 лет. Судили присяжные. Главным свидетелем обвинения был глава милионеров, которые и устроили бойню в Сову под Бутаре. "Они разделяли нашу ненависть к тутси, вытаскивали тутси из их убежищ". Тогда за 100 дней погибло полмиллиона тутси. Резню устроило правительство (представляю, как объясняли, что "государство вправе" тамошние двойники наших державников). Суд шел 8 недель. Это первый случай суда присяжных над обвиняемыми в преступлении, совершенном в другой стране, в соответствие с Женевской конвенцией по военным преступлениям (наказываются вне зависимости от страны совершения). Может ли служить "утешением" в этом позоре Церкви то, что в резне погибло четыре епископа, 123 священника и более трехсот монахинь?


В Гватемале 8 июня приговорены к большим срокам трое военных и священник за убийство 26 апреля 1998 г. еп. Хуана Джерарди (на него сбросили бетонную плиту, ему было 75 лет и он боролся за права человека). Священник был охранником епископа, но помог военным в убйистве. Пока шло следствие, несколько прокуроров подали в отставку, несколько свидетелей вообще эмигрировали, лишь бы их не убили. Джерарди убили через два дня после того, как он обвинил военных в 55 тысячах случаях нарушения прав человека за время гражданской войны 1960-1996 гг.


Калаич Драгош. Третья мировая война. Пер. с сербского И.Числова. Третья мировая есть прямо продолжение Второй, которая и не кончалась. "Войну эту ведут силы "атлантизма", стремящиеся навязать человечеству "новый мировой порядок" и рабский статус экономических животных. Сам термин "атлантизм", наличествующий в словаре русской и немецкой школ "евразийского" геополитического мышления, позволяет нам наиболее точно обозначить псевдоимперскую природу западной цивилизации, так как вскрывает в первую очередь военные истоки ее могущества, начиная с владычицы морей Британии, заложившей фундамент вселенской мощи интернационального капитала После того как "в результате первой мировой войны" был разрушен органон европейских христианских империй, плутократический интернационал перенес свой центр на противоположный берег Атлантики, стремясь к более прочной континентальной основе и много большей военно-политической силе для завоевания планеты".


"Главной движущей силой "атлантизма", а стало быть, и "нового мирового порядка" является экономический демонизм, избавленный от всех ограничений и видов контроля со стороны человека в результате буржуазных революций и смещения естественной шкалы ценностей. Как показали еще исследования Вернера Зомбарта и Макса Вебера, своими корнями он уходит в Ветхий завет и иудейско-протестантскую религию, в основе которой лежит концепция отношений человека с Богом, построенная на принципах купли-продажи".

США - масонская псевдоимперия.

Джеймс Варбург - отпрыск "банкирской семьи, финансировавшей Октябрьскую революцию с целью уничтожения Великой православной империи и последующего геноцида русского народа".

"Ненасытный паразит планеты, Америка поглощает сырьевые и энергетические ресурсы всего мира, загрязняя Землю до недопустимых пределов"

"США и навязываемый стратегами "нового мирового порядка" либеральный капитализм толкают человечество в пропасть всемирной экологической катастрофы. Потому-то american wау of life и есть на деле american wау of death".

"В свете вышесказанного гораздо более глубоким, чем принято думать, является и знаменитое высказывание аятоллы Хомейни, назвавшего США "великим Сатаной"."

"Сербия и Югославия привлекают стратегов "нового мирового порядка" именно как идеальные зоны для многократного злоупотребления: от испытания в экспериментальных условиях техники провоцирования братоубийственных войн и компрометации национальных движений - до создания правовых прецедентов для последующего завоевания России и остальной Европы посредством расчленения государств на политические автономии для нацменьшинств".

"Но если сербский народ выстоит в противоборстве с "новым мировым порядком", это может положить начало обратному процессу".


Российские новости

Борис Немцов (Новое время, №23, с. 15) объясняет: "Заслуга Егора Гайдара, что 13-процентный подоходный налог ... стал реальностью в России". Пример "номенклатурных ножниц": когда нужно оправдать Гайдара, напоминают, что ему мешала номенклатура, что он всегда был только "и.о", и не мог сделать того, что хотел. А когда нужно -- то Гайдару приписывают то, что делает номенклатура. Немцов объясняет, что его партия делает много хорошего, только народ об этом не знает: "Если бы люди знали, ... что у нас есть проект стипендии участникам чеченской войны". Ну, во-первых, люди бы сказали, что проекты у многих в голове гуляют, во-вторых, лично я при этом известии еще хуже стал думать о Немцове. Вот самые несчастные люди в России -- это наши солдаты. Все для фронта, все для победы...

Немцов черпает образный ряд из того же запаса, что Минкин: "В реке тонет ребенок (Россия называется). Его хотят спасти разные люди. ... А тот на берегу с сигарой в зубах стоит и говорит: вы все неправильно делаете. ... Но сам прыгнуть в воду и спасти почему-то не хочет. Видимо, боится, что фрак испачкается. ... Мы уже прыгали в воду. Некоторые и сейчас там".

Минкин говорил о том, что в России наводнение, а во время наводнения все средства спасения хороши -- вплоть до цензуры. У обоих власть ассоциируется с водой, с пра-океаном. Власть не вершина, а пучина. Стать "евреем при губернаторе" -- значит героически прыгнуть в смертоносную стихию.


Алмазная компания Якутии Алроса раздавала премии: по семь с половиной тысяч долларов директору Пушкинского Дома Николаю Скатову и Станиславу Куняеву. Раздавал Валерий Ганичев, руководитель Совписа, говоря назывными предложениями: "Душа и дух. Добро и зло. Вера. Молитва. Бог". Информация подписана псевдонимом (еще стесняются!) - "Аполлон Мусаетов": "Здесь собрались державники, то есть люди, радеющие за укрепление государства, державы. Есть государство - люди могут работать, сражаться, любить. Это защита прежде всего". Проговорились: государство для них вроде виагры -- без государства и петушок на курочку не вскочит, и собака не гавкнет.


Нинэль Логинова о суде: "Наш суд -- остаток чего-то языческого, каменная баба, у которой можно только просить, но она не ответит, слышала или нет. Судья -- не бог, но идол" (Новая газета, 14.7.2001, с. 16). Кстати, судьи нищие -- так идолы языческие тоже не все венеры милосские, а в основном чурбаны корявые. И, конечно, оцеживание комаров: в стране, где попрано право, торжествует инструкция. Соблюдение закона вменено юридическим органам в право, но не в обязанность -- они его и не соблюдают.


Немцов в "Новом времени" хвалился, что благодаря Гайдару принята пенсионная реформа. Георгий Осипов (Известия, 8.6.2001): чтобы реформа была, надо четко в законе прописать, кто будет распоряжаться накоплениями пенсионеров. Механизм не прописали, гарантий, что деньги не будут растрачены или съедены инфляцией, не предусмотрены. В общем, очередной телефон старика Хоттабыча: из цельного куска лучшего мрамора. Забыта маленькая деталька, которая делает мертвое живым. Министр Починок заявил, что не горит, "у нас есть лаг, деньги подкопятся не раньше середины будущего года". А когда деньги подкопятся, заявят, что надо срочно их потратить на укрепление обороноспособности? Взорвут для убедительности еще парочку домов?


Нынешний преемник Ленина встретился с представителями гражданского общества. Представители (например, скрипач Владимир Спиваков) сели за круглый стол. К сожалению, выступающие недостаточно внятно сказали то, что давно пора объяснить людям: у гражданского общества есть враги, и нужно защищать гражданское общество от этих врагов. Враги эти хорошо известны: Сергей Ковалев, прежде всего. Следует также прекратить конец деятельности так называемого "Мемориала", оскорбляющей память жертв жидовско-масонских репрессий 1930-х годов. [это - шутка!!! - прим. авт.]

Глеб Павловский озвучил планы большевиков: гражданское общество "это защитники окружающей среды, защитники потребителей, те, кто оказывает социальную помощь" (Известия, 10.6.2001). А.Архангельский в этом же номере мягко поправил Павловского: "Гражданское общество ... не может прорастать из подполья, равно как не может насаждаться сверху. Ни приватизации, ни национализации оно не подлежит".

На самом деле, конечно, "подполье" -- это на языке ненависти то, что на английском называют grass-root level, именно уровень приватной инициативы. Гражданское общество не подлежит приватизации, потому что оно не может быть иным, нежели приватизированным. Либо снизу, либо никак. Архангельский, видимо, успокаивает себя тем, что вот он "золотая середина" между путинским режимом и сопротивлением ему.

Всюду реклама "Известия" с изображением сотрудников редакции и девизом: "У нас общие интересы". Какие -- не уточняется, зато гордо замечено: "Мы все разные". Забавно, что на этой фотографии двое людей, которых я лично знаю, и оба одного роста -- хотя в реальной жизни один из них на полторы головы ниже другой.


Константин Карелов ("имею общий трудовой стаж 45 лет, в том числе в аппарате СМ СССР - 25 лет") в "Вечерней Москве" (6.6.2001, с. 3) спрашивает в открытом письме Евг. Киселева: "Так скажи мне, уважаемый Евгений, зачем тебе нужно столько денег? Не приходи ли тебе мысль о том, что такие деньги за хорошие глаза и пространные речи не платят?"

Что примечательно: сочетание тыканья с воровским обшариванием чужих карманов и морализаторством. Интересно, г-н Карелов в Совмине СССР работал за 60 рублей в месяц?


В интернете реплика: "Убийство возможно, если рассматривать заповедь как "Не допусти убийства".

Представим, что про заповедь "не прелюбодействуй" скажут: прелюбодеяние возможно, если рассматривать заповедь как "не допусти прелюбодейства". Или: укради, чтобы не допустить кражи. Это и есть революция.

Налицо извращение причинно-следственных связей. Обычный ход вещей при таком отклонении воспринимается как провокация (пошел дождь -- это провокация, заставляющая меня взять зонтик). Человек все свои поступки рассчитывает не в соответствии с прошлым (я возьму зонтик, потому что пошел дождь), а в соответствии с будущим (я возьму зонтик, чтобы не пошел дождь). Логика озлобленности, ресентимента (она же пронизывает большевизм, вплоть до Гайдара-Чубайса-Соколова). Она неистребима, потому что если дождь не пошел, человек злится: зачем же я взял зонт! а если дождь пошел, человек злится еще больше: почему мой зонт не предотвратил дождя!!


Газета "Мирт" (3 (28), май - июнь 2001 г.). Интервью с Ульяной Иванчевой, 21 год, регент протестантской общины. Живет в Петергофе 6 лет, ранее семья жила в Латвии. "Многие уезжают, чтобы улучшить финансовое положение. Наша семья не так уж плохо жила. Но если говорить обо мне, то здесь я не чувствую, что имею будущее. В смысле профессии, работы... А это в конечном счете оборачивается финансами. И потом возможность уехать тоже дается не каждому. Возможность дает Бог. Если бы у меня была своя семья, любимый человек и стоял бы вопрос выбора: остаться здесь и работать вместе, я бы осталась". Как чудо рассматривает то, что ее семье сразу дали статус беженцев, хотя в принципе этот статус уже не дают. Мысль о том, что она обманывает правительство США, поскольку беженской семья не является, в интервью не возникает.

"Раньше, когда я слышала, что мои лучшие друзья уезжают, меня даже злость брала на эмигрантов. Я молилась и говорила, Господи, почему. Ведь здесь тоже нужны служители. ... На это я ответила, что когда Израиль выходил из пустыни, вышел не один Моисей, а народ вместе с детьми, так угодно было Богу. Сейчас я выезжаю вместе со своей семьей. Я считаю, что родители мои заслужили лучшей жизни. Все мы - эгоисты. Любим судить со своей колокольни. Раньше я осуждала уезжающих, но сейчас, когда уезжаю сама, я понимаю, что это - воля Божья".

Принципиально в защиту эмиграции: "Бог смотрит на людей, когда они оставляют свой край и едут в другую страну, чтобы трудиться и приносить там плод, тогда Он может взять, пересадить и приспособить к новым условиям жизни".

Интервью взято "несколько лет назад". Комментарий Светланы Федоровой (СПб Христ. ун-тет): "Нашей стране тяжело, и люди уезжают в поисках нормальных условий жизни. Я нисколько не осуждаю их. Пусть каждый из нас сам ответит, что бы он делал, если бы ему предложили уехать в страну, где уровень материальной жизни несопоставимо выше, чем у нас. Но ведь проблема еще и в том, что среди покидающих страну есть далеко не бедные люди".

"Опросив людей, я убедилась: верующие выезжают гораздо чаще, чем неверующие. Самый легкий способ уехать из страны - получить статус беженцев, а верующим это сделать легче всего. "Ветераны" веры, обосновавшись в далеких странах, открыли дорогу своим детям и родственникам. Так один за другим, семья за семьей целые церкви покинули нашу горемычную страну. То, чего добивались коммунисты силой (уменьшить число верующих в стране, уничтожить их), удалось путем объявления свободы и открытых дверей. Кто эти братья и сестры, оставляющие Россию? С прискорбием надо отметить, что среди них - служители, талантливые певцы, регенты. Действительно, уехать непросто, без Божьей помощи здесь не обойтись. Но только ли в Божьей помощи дело? Имеются печальные факты, когда верующие идут на компромисс. Чтобы получить право на выезд из страны, меняют церкви, ищут наиболее удобные пути. Для них и это - благословение Божье. Невозможно однозначно оценить явление эмиграции. Уехать туда, где легче и спокойней, возможно, хорошо. Остаться в одном положении с нуждающимися - для этого нужно иметь жертвенное сердце. А может, наши представления о родине несколько преувеличены, ведь действительно для христиан родина - это Небеса, Господь, и неважно, в какой стране мы будем трудиться?"


Cтеняев О. Духовно-нравственные аспекты глобализации. Доклад в Госдуме 22.5.2001. Ист.: http://www.voskres.ru/truth/econtrol/INN/sten220501.shtml.

Ссылаясь на ап. Павла (защита себя как римского гражданина) призывает: "Для христианина, защита своих прав и свобод есть не род диссидентской деятельности на профессиональной основе, а естественное стремление к справедливости, основанное, прежде всего, на знании Божьих Заповедей. Активная позиция, прежде всего мирян, по данному вопросу, могла бы изменить соотношение вещей в лучшую сторону. Миряне! Требуйте церковного суда! Отстаивайте свое право на канонически грамотное решение спорных вопросов, игнорируйте светские законы находящиеся в противоречием с Волей Того, Который сказал: "да будет твердь... и стало так" (Быт. 1,6-7)".

Г. нарушает "естественные пределы обитания" -- ссылка на Деян. 17, 26. Любопытно, а появление русских разве не нарушило чьи-то "естественные пределы обитания"?

"Границы разных стран становятся прозрачными для вывоза сырья, ресурсов и дешевой рабочей силы в более благополучные страны".

Г. - за сокращение населения Земли, верующие -- за рост до 20 млрд. "То, что называется демографическим кризисом, есть ничто иное, как дьявольская уловка законодательно обосновать право на детоубийство (аборт)".

Против МВФ: "Библия запрещает систему долгосрочных залогов (ломбардов) и отдачи денег в рост".

Кощунственность международного суда: "Мы знаем, для кого собираются все богатства мира, ради власти кого осуществляется контроль, за сознанием человечества. Мы знаем, кто тот беззаконник, который хочет заменить Законы Божий светскими кодексами и конституциями и власть которого осуществляется с помощью системы давления Всемирного банка Международного суда и мирового правительства".

 


Дм. Фурман (Общая газета, 7.6.2001) о причинах любви к Путину: "Кажется, возьми и избери каких-то других людей. Но общество настолько не готово к самоорганизации, настолько привыкло к подчинению и боится свободы, самое себя, что оно к этому просто не способно. ... если увидеть эту ситуаци. такой, как она есть, не искаженной и не приукрашенной, она была бы для нашего самолюбия почти непереносимой. Но и отдельные люди, и целые народы умеют не видеть то, что их унижает. Человек, которого все презирают, может уверить себя, что он - очень уважаемый. ... Человек при этом как бы видит реальность, но "краем глаза", и осознает ее, но "в глубине души". Он большими усилиями прячет от себя правду, не допускает ее на поверхность сознания. Я думаю, что народная любовь к Путину в значительной мере объясняется такими усилиями скрыть от себя унизительную реальность. Если ты голосувешь за того, на кого тебе указало очень плохое и нелюбимое начальство, просто потому, что ты не привык действовать самостоятельно, не знаешь, как это делается, и боишься этого - это стыдно. Но есть способ избавиться от ощущения стыда, забыть об унизительной ситуации - это влюбиться в того, за кого тебе велели голосовать. Ведь если ты любишь, ты как бы свободен и самостоятелен. Вопрос о том, откуда взялся человек, которого ты полюбил, уже утрачивает значение".

Это еще называется "стокгольмский синдром": заложники начинают разделять ценности террористов (вроде бы искренне). К истории любви -- любви как самоотдачи ложной, любви-двойника


Светлана Олифирова (КП-Москва, 7.6.2001) описывает, как московская мэрия устроила пробную регистрацию приезжих на Рижском вокзале. Хорошо хоть, не утверждает, что и в Париже так делают. И комментарий: "Что гарантирует программа учета приезжих: соблюдение гражданских прав и свобод; удобство и простоту при проверке документов; быстрое и четкое прохождение процедуры миграционного учета; сведение к минимуму возможного произвола должностных лиц". Так, наверное, объясняли свозимым в Освенцим евреям, зачем им на руку ставят номер.


Ел.Токарева (Общая газета, 7.6.2001) о коммунальной реформе: богатые-то просто сделают себе нормальное отопление - котел в доме. В ГДР после присоединения это произошло довольно быстро, теперь все дома отапеливаются либо индивидуальными котлами по 500 долларов, либо мини-котельными, расссчитанными на группу домов.

Некто Катрич Александр Валентинович :(katrisch@ic.kharkov.ua) из Харькова, р. 1957 г., безработный, образование - техникум, женат, пропагандирует в интернете почитание "убиенных от жидов", например, Гавриила Заблудовского. На вопрос о том, откуда он знает неизвестные историкам детали, отвечает: "Исторические документы повествующие о мученической кончине младенца Гавриила, разоблачении и наказании преступников по всей видимости утрачены,но для православных христиан почитание святого не может зависить от каких либо документов". (Нет ли связи между отрицанием документа как источника знания о прошлом и гипертрофированного почтения к документу как аусвайсу в настоящем?) Выписывает из питерской газеты "Православное обозрение" рассказ анонимной дамы об исцелении ее двухлетнего сына от немоты после молебна могиле Андрея Ющинского, "ритуально убиеннаго от жидов в 1911 году". Молебен служил священник Николай Фуртатенко. Приводится молитва:

"Молитва мученику Андрею Киевскому.

О блаженне мучениче Андрее, граду Киеву похвало пресветлая, всему народу русскому яко мерило совести некое страданием твоим явивыйся! Приими усердное моление наше, над гробом твоим приносимое. Аще и потщашася убийцы твоя имя твое забвению предати, аще и исповедавших подвиг твой вскоре умертвиша, аще и все страдание твое оболгаша и оклеветаша люте, но воистину слово в похвалу тебе приносимое не вяжется ни кровию, ни страхом иудейским ... Христовы заклаными исповедуем и покаяние о нечувствии отец наших приношаем. Подаждь же нам, страстотерпче блаженне, от страха вражия избавление и ко страждущим от рук христоборцев участие теплое, да не паки рекут кровоядцы в сердцах своих: презреша галилеяне убиеннаго отрока своего, и с свободны есмы убивати и мучити их. Ни, святче, да не пребудем во злобах сих ниже да порадуется о нас сии беси видимии, но подаждь нам избавление от всех козней их и братий их невидимых. Даруй нам во истинней вере стояние и церкви нашей укрепление и возращение, младенцы сохрани, юныя уцеломудри, возрастныя же пристыждением твоим вразуми, да вси купно с тобою достигнем пристанища вечнаго, и венцедавца твоего, о немже страдал еси, прославим купно со Отцем и Святым Духом вовеки. Аминь.


Michel van ESBROECK, S.J. A Ballad about Saint Andrew and the Cannibals,
Attributed to Saint Ephraim. HUGOYE: JOURNAL OF SYRIAC STUDIES . Vol. 2, No. 1. January 1999.

Перевод на английский баллады ("мемра") Ефрема Сирина о том, как апостол Андрей был послан в Страну Собак ("Земля Калбин"). Рукопись хранится: Vatican MS Syr. 117. Почему-то вставляет слово "двенадцать" апостолов, хотя текст говорит о посылании апостолов в "каждую четверть" (земли) и далее перечисляются лишь "евангелисты": Симону доверен Рим, Марку Египет, Фоме Индия, Иоанну Эфес (Петр - Запад, Марк - Юг, Восток - Индия, Фома; Север - Эфес), Андрею же Калбин ("Калбин" по сирийски "собака"). Андрей плачет, боясь пути в страну каннибалов, куда не пробирался ни один "справедивый человек", говорит о своей слабости и старости.

Примечательно, что не упоминается Константинополь. Подчеркивается парадокс: Симон призван первым, но второй по отношению к Петру. Андрей садится на корабль, Господь посылает шторм, Андрей его успокаивает. Люди-собаки на него сперва нападают, их поражает болезнь, Андрей их по просьбе местного владыки Бузаисцеляет знамением креста, все обращаются ко Христу. Из уст идолов в местном храме начинает течь вода, грозя наводнением, но Андрей ее загоняет в колодец, освящает образующийся источник и всех крестит, после чего из песьеголовых они превращаются в сынов света.

Есть арабская и армянская версии. Всего 244 строфы. Оригинал был в прозе. Армянский перевод относится к 7 в. У Григория Турского в Деяниях святого Андрея упоминается, что Андрей спас Матфея от каннибалов (сюжет был известен и на Востоке). Ефрем не упоминает Матфея вообще. В Равенне на мозаике 6 в. Андрей стар, сед (Петр молод), что перекликается с балладой. Григорий Турский писал, что Андрей отправился спасать Матфея из Мирмидона -- к востоку от устья Ириса, впадающего в Черное море, есть речка Термодон. В актах Феодора говорится, что он был воином легиона Мармаритон в Амасии у Черного моря, и что в когорте Мармаритаи был св. Христофор. Христофор и есть позднейшая трансформация Христомай, обращенного "кинокефала", "собачьеголового", который, по версии Деяний Андрея с упоминанием Матфея, помог Андрея обратить всю страну. Уроженцем Амасии был Страбон, он упоминал, что ранее тут жили амазонки. В романе об Александре, который сложился к концу 4 в. упоминаются и амазонки, и кинокефалы-каннибалы. В армянской версии страстей Феодора говорится о Нектанебо, уроженце Мамаридона, города у подножья гор Понта. К итинерарии 6 в. говорится о халибах, живших у р. Термодон. Тут их помещал и Ксенофонт. Автор сомневается в том, что авторство поэмы принадлежит Ефрему, находя недостатки в стихосложении.


Thomas Kathanar KOONAMMAKKAL. St. Ephrem Ecumenical Research Institute. Baker Hill, Kottayam. Kerala 686 001. India. Ephrem's Ideas on Singleness. HUGOYE: JOURNAL OF SYRIAC STUDIES . Vol. 2, No. 1. January 1999.

Критикует упрощенное видение истории монашества, при котором забывают сирийские истоки и все сводят к отшельничеству. Вардасан как единственный сирийский автор не аскетический. Сирийская аскеза выработала термин "ихидайута". Он передает греч. "моногенус" (Ио. 1,14), а также "монахос" (не семейный) и "монотропос", "монозонос" в противоположность "дипсихос" -- цельный, не раздвоенный душой. Прежде всего это титул Христа. Аскеты-ихидайе были отшельниками лишь в том отношении, что не были женаты. Лишь после Ефрема Сирина появился физический уход от мира. Ихидайя подражал Христу Ихидайе. Во второй половине 4 в. отождествляется (почти целиком) с греч. "монахос". Образ брака, эсхатологические обертона - уже ангельская жизнь. Ихидайя в Сирии воспринимался таким же подобием Христа, как отдельный христианин ("мшихайя") подобием Христа ("мшиха"). Ефрем: "Он дал нам божественность, // Мы даем Ему человечество" (He gave us divinity, we gave Him humanity).

См.: Shafiq Abou Zayd, Ihidayutha: A Study of the Life of Singleness in the Syrian Orient: From Ignatius of Antioch to Chalcedon 451 A.D. (Oxford 1993)

T. Koonammakkal, "Early Christian Monastic Origins: A General Introduction in the Context of the Syriac Orient," Dialogue 18 (1991), 14-48

J.C. O' Neill, "The Origins of Monasticism," in The Making of Orthodoxy: Essays in Honour of Henry Chadwick, ed. R. Williams (Cambridge 1989), pp. 270-287.

K. Leyser, Hermits and the New Monasticism: A Study of Religious Communities in Western Europe 1000-1150 (London 1984)

P. Brown, The Body and Society: Men, Women and Sexual Renunciation in Early Christianity (New York 1988).

R. Murray, "The Features of the Earliest Christian Asceticism," in Christian Spirituality: Essays in Honour of Gordon Rupp, ed. P. Brooks (London 1975).

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова