Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Яков Кротов

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

См. также основную справку.

Страдает ли крест (о теодицее св. Григория Чудотворца Неокесарийского, ок. 250 г.).

257 год: варварство готское и варварство христианское.

Григорий Неокесарийский, Тавматург (Чудотворец) (р. в Неокесарии ок. 213 - там же, ок. 270). Сын состоятельного жителя Неокесарии в Понте (Малая Азия), Григорий готовился стать юристом. Отца он потерялв 14 лет, но вместе с братом Афенодором все же отправился в юридическую школу в палестинском городе Бейрут. Сперва они остановились в Кесарии: сестра Григория вышла замуж за местного чиновника. Тут недавно открыл свою школу знаменитый египетский богослов Ориген, которого с родины выжили церковные иерархи (а палестинские, напротив, радостно приветили). Из любопытства придя к знаменитости, Григорий был им покорен и обращен. Позднее он говорил об учителе:

"Этот человек получил от Бога величайший дар - быть переводчиком слова Божия к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь ... Для нас не было ничего запретного, ибо не было ничего сокровенного и недоступного; но мы могли изучить всякое слово, и варварское, и эллинское, и относящееся к таинствам (христианской веры) и (из области) политики, и о божественном и о человеческом - с полным дерзновением могли изучать и исследовать все."

Увы: спустя несколько веков, вопреки церковной традиции, Оригена осудили как еретика - вместо того, чтобы включить его в число святых. Стал христианином и Афенодор (впоследствии он, как и Григорий, стал епископом и исповедником). В Бейрут братья не поехали, остались учиться у Оригена, полюбившего этих учеников более прочих. После окончания учебы Григорий вернулся на родину. В Неокесарии было лишь 17 христиан, и они избрали его епископом. Предание утверждает, что юноша хотел стать отшельником и бежал, но был заочно рукоположен епископом Федимом — о Григории эта легенда не говорит ничего, а вот о своеобразных представлениях некоторых средневековых христиан относительно таинств, говорит многое. Григорий прославился чудесами, особенно изгнанием бесов (впрочем, тогда чин изгнания бесов предшествовал любому крещению, следы чего сохранились в православном таинстве). Очень скоро община христиан разрослась. Во время гонений 250 г. Григорий сам скрылся и советовал верующим бежать: лучше сохранить веру в подполье, чем потерять ее под пытками. Он был первым (и единственным в течение первых трех веков истории Церкви) епископом, который на дни памяти мучеников организовывал открытые для всех, не только для христиан, пиршества — своеобразная проповедь, напоминание о том, что если уж кто сохранил веру и под пытками, то это не повод быть мрачными и отвергать неверующих, прямо наоборот. Легенда утверждает, что к моменту его кончины в город оставалось семнадцать не христиан. И замечательно, что хоть столько язычников осталось; значит, остальные вошли в Церковь без принуждения. Монахи византийского монастыря в Калабрии утвердали, что останки Григория покоятся у них; на юге Италии и на Сицилии ему молились во время землетрясений и навонений.

Григорий Чудотворец. Изложение веры. - “Христианское чтение”. 1821. 1. С. 235; Беседы на Богоявление Господне. - “Христианское чтение”. 1838. I; Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. - “Христианское чтение”. 1837. I; 1914. Сентябрь; Слово третье на Благовещение Пресвятыя Богородицы. - “Христианское чтение”. 1840. I; Похвальное слово Оригену. Пер. Н. Сагарды. - “Христианское чтение”. 1912. XI-XII; Каноническое послание. - Переложение Екклесиаста. - К Феопомпу, о возможности и невозможности страдания для Бога. - К Филагрию, о единой Божественной сущности. - К Татиану, трактат о душе. Пер. Н. Сагарды. - “Христианское чтение”. 1913. XII; Проповеди. - “Христианское чтение”. 1914; Венчальная проповедь. - “Прибавления к Церковным ведомостям”. 1896. С. 495-505; Творения. Пер.Н. Сагарды. Пг.: 1916. Память его 17/30 ноября, в КЦ - 17 ноября.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова