Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Елена Равноапостольная

Яков Кротов

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Елена Равноапостольная (Флавия Юлия Елена) (р. ок. 255, видимо, в селе на северо-западе Малой Азии Дрепануме, позднее в ее честь названном Еленополисом - 330 в Никомидии под Константинополем, ныне Измид). Дочь трактирщика, ухаживавшая за лошадями проезжих. Там, около лошадей она и познакомилась с римским офицером Констанцием Хлором, который спустя много лет стал одним из четырех правителей Римской империи. Ее сын Константин освободил Церковь от гонений, сам стал христианином и почитается равноапостольным, как и сама Елена. Она стала христианкой после обращения сына, когда ей было шестьдесят три, и христианкой ревностной (хотя ей, кстати, никакой выгоды от исповедания новой веры не было). Когда его власть распространилась на Восток, Елена отправилась туда и в Святой Земле построила множество храмов на местах, где происходили события Евангелия, предприняла раскопки на Голгофе и около 324 года нашла остатки Креста Господня. Из одного гвоздя, кооторый она и все сочли именно тем, который пронзал тело Спасителя, она приказала сделать деталь для уздечки своего сына-императора. Амвросий Медиоланский в проповеди в ее похвалу трижды с восхищением воскликнул: “Что за отличный конюх эта женщина!” Тогда ещё все живо помнили, как Калигула ввел в сенат собственного жеребца, приказав почитать его словно человека. Гвоздь, забитый по приказу римской власти в Сына Божия, теперь словно стал символом обуздывания императорской власти, да и всякой человеческой власти: гордыня отравляет способность человека быть царем, смирение перед Христом помогает восстановить ее. Елена была похоронена в Риме на Виа Лавикана, но в Средние века стали считать, что ее мощи находятся во французском монастыре Овийе (а в Англии твердо считали, что Елена уроженка Британских островов). В КЦ почитается покровительницей епископств Трирского, Бомбергского и Базельского; изготовителей игл и гвоздей, шахтеров (все, очевидно, благодаря ее раскопкам и истории с гвоздями), а также красильщиков. Acta Sanctorum, август, т. 3; Butler, 18.8. Память 18 августа (до 16 в. совершалась обычно 8.2), 21 мая/3 июня (также 6/19 марта) в один день с Константином.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова