Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

- о нем Рудоквас, 2001.

См. библиографию. Отрывок из жития К. и Елены 7 в., публ. 1886 г.; Приписываемая ему "Дарственная грамота" (8 век).

Constantine. Ed. by Samuel Lieu and Dominic Montserrat. London: Routledge, 1998.

Константин ВеликийКонстантин Великий (р. после 285 в Нише, Сербия - 337). Внебрачный сын одного из четырех верховных властителей Рима Констанция Хлора, полное имя которого звучало торжественно: Флавий Валерий Константин, напоминая о почитавшихся римлянами почти полубогами императорах древности. Отец Константина, правивший Британией, не одобрял поднятого против христиан гонения и в своей области христиан защитил. После смерти отца в 306 году армия провозгласила Константина императором, и последующие годы он был занят ожесточенной борьбой за власть. В 312 году он подчинил себе Италию и западную половину Римской империи, в 324 — и восточную. Вся жизнь его была жизнью политика и полководца в стране, где традиции западные, римские, уже основательно смешались с традициями восточными, так что Константин, вслед за своими предшественниками, более походил на Навуходоносора, нежели на Юлия Цезаря. Он умер в походе против персов, и был погребен в Константинополе, который Золотой Константина Великогосам же и основал. Словно в сложной музыкальной пьесе, где две мелодии соседствуют, переплетаясь, но не сливаясь в одну, в жизни Константина соединяются жизнь христианская и жизнь антихристианская. Предание подчеркивает внезапность обращения императора ко Христу: в 412 г. видение Креста накануне решающего сражения дало ему уверенность в победе. Однако, уже в апреле 411 года Константин подписал декрет о свободе христианского исповедания, изданный императором Галерием; так что антихристианином он перестал быть до обращения, если вообще когда-либо таковым был. Крестился же Константин лишь перед самой кончиной. Он не задумываясь обращался с Церковью как с частью своей державы. Он, правда, не решал сам споры африканских христиан между собою, разногласия о природе Божества, имущественные споры, но организовывал решение этих споров епископами. Именно он созвал Первый Вселенский собор в 325 году. Константин, правда, не понял толком, о чем шла речь, и сразу же после собора приблизил к себе епископов, которые принадлежали скорее к неправославной партии, а православных по их наущению подверг гонениям. Но Константин, по крайней мере, понимал, что не понимает богословия — поэтому и созвал собор. Он понимал главное (чего не понимали тогда и сейчас не понимают многие христиане): что суть Евангелия — в мире, и самое важное в Церкви — мир. Сегодня богословы и историки видят, что раздоры в Церкви эпохи Константина были вызваны не заботой об истине, как тогда утверждали, что богословские споры были вторичны по отношению к личным и национальным спорам. Константин, однако, был еще, как и всякий политик того времени, виновником убийств множества людей, и не только на войне, но и в мирное время, в дворцовых покоях, по его приказу убивали приближенных и просто близких, родных людей; он боялся заговоров. То, что страх этот не был напрасен, его, конечно, не оправдывает. Константин совершил много преступлений, но сам не оправдывался, и нет нужды его оправдывать или преуменьшать эти преступления, тем более, списывать их на нравы той эпохи. Не за преступления и не за помощь Церкви его включили в число святых, а за то, что он все-таки проповедовал христианство в меру своих возможностей (очень больших, но сугубо политических) и разумения, и за то, что он всё-таки каялся. Barnes Timothy D. Constantine and Eusebius. Cambridge, Massachusets; London, England: Harvard University Press, 1993. Pp. 458. Jones A.H.M. Constantine and the Conversion of Europe. London, 1949. Piganiol A. L’empereur Constantin. Paris. 1932. Память 21 мая/3 июня.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова