О них Златоуст. Феодорит Киррский.
Еввентий (Иувентин) и Максим (25.1.363). Двое из телохранителей императора
Юлиана. Иоанн Златоуст, который произносил проповедь об этих мучениках всего лишь через два десятка лет после их кончины, знал о них одно: императору донесли, что во время солдатской пирушки эти христиане критиковали возобновление языческих приношений, инициированное Юлианом: "Стоит ли вообще жить после этого, дышать и смотреть на это солнце, когда попираются священные законы, благочестие подвергается оскорблениям, общий Владыка твари терпит бесчестие, когда все наполнилось смрадом и дымом от нечистых жертв, и мы даже не можем дышать чистым воздухом?". Конечно, не слишком по-христиански сказано "стоит ли после этого жить" - разумеется, стоит! Но, во-первых, это всего лишь оборот речи, во-вторых, люди-то военные, со своими привычками. Юлиан приказал их арестовать, конфисковать всё имущество, вплоть до одежды, и отвести голыми в тюрьму - они пошли без стыда и с радостью. Казнили их, вопреки традиции, в полночь, совсем по-большевистски, чтобы не давать повода христианам гордиться мужеством исповедников.
В православной традиции, однако, более известен другой рассказ о мучениках: якобы Юлиан во время посещения Антиохии придумал такой способ выявлять тайных
христиан: раздать гвардейцам кровь животных, принесенных в жертву языческим божествам,
а солдаты должны были демонстративно окропить этой кровью продукты на рынках,
воду в колодцах. Разумеется, ничего в этой крови самой по себе богопротивного
не было; как сказал апостол Павел, неужели "идоложественное значит что-нибудь?"
(1 Кор 10.19); он же советовал: "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого
исследования, для спокойствия совести" (1 Кор 10.25). Наверное, поэтому большинство
солдат многочисленного отряда исполнило приказ спокойно - но Еввентий и Максим
отказались. Они рассуждали так же, как апостол: если язычник подчеркивает,
что предлагает мне стать участником его религиозного обряда хотя бы через вкушение
окропленного кровью жертвенного животного - я есть не буду, чтобы спокойна была
совесть окружающих меня. Всё в мире условность, но если этой условности кто-то
придаёт безусловный смысл - нужно ответить столь же безусловным отказом в этом
участвовать. Вера не идет на компромиссы с заблуждением, когда заблуждение - не
просто неведение истины, а напористая ложь, пытающаяся подчинить реальность -
мнимости. Оба солдата были казнены: Церковь не осуждает тех, кто исполнил глупый
и гнусный приказ, но восхваляет тех, кто вступился за Истину. Acta Sanctorum,
25.1. Память 25 января, 9/22 октября.
Как Иувентин и Максим (Максимин) - память 5/18 сентября.
|