Иларий Пиктавийский (ок. 368). О св. Иларии нет сведений, к примеру, в книге Г.Флоровского, посвященного величайшим богословам
IV столетия, и в этом обнаруживается, видимо, высокомерное предубеждение ко всему западному. Между тем, при жизни Илария
его называли “Афанасием Запада” (имея в виду ?Афанасия Александрийского, и значение его деятельность имела не меньшее….
Он родился в галльском городе Пуатье (Пиктавии) в языческой семье, пришёл к вере в Христа во взрослом возрасте, через философию.
Решающим для него оказалось чтение Пролога Евангелия от Иоанна: хорошо знакомый ему философский термин “Слово”, “Логос”
вдруг наполнился глубочайшим смыслом при встрече с Христом Богочеловеком. Еще до обращения он женился, у него была дочь
Апра. Уже вдовцом его в 350 г. избрали епископом Пуатье. Вскоре его толкования на Евангелия стали популярным чтением. А
еще вскоре он оказался в первых рядах защитников учения о Богочеловечестве Христа против ариан. Его боялись тем более, что
писателем и оратором он был блестящим, хотя и склонным к старомодной тогда витиеватости. Иларий сам писал, что считал главным
делом своей жизни использовать все свои таланты для проповеди о Христе, для побуждения всех людей любить Бога. В 356 году
император, покровительствоваший арианам, отправил Илария в ссылку на во Фригию: тот поехал весело, словно в отпуск. В 360
г. его же противники добились его освобождения из ссылки; объясняли это обычно тем, что они предпочитали видеть его на свободе,
но подальше от себя, чем сталкиваться с его полемическим талантом. Однако, не нужно забывать, что в эти годы борьба вокруг
богословия уже давно стала в основном политической склокой, терминологические распри зашли в тупик, который смогли отчасти
разрушить лишь богословы конца 4 столетия, все искали компромисса и примирения, и в этой ситуации Илария не столько боялись
(иначе бы его не выпустили), сколько пытались умиротворить. Оказавшись на свободе, Иларий продолжил борьбу с теми, кого
считал еретиками, написал даже памфлет против императора Констанция (но держал памфлет втайне до смерти императора), съездил
в Милан и обличил тамошнего архиерея в еретичестве, причем наказан за это не был, — в общем, вся эта бурная деятельность
показывает, что его не очень-то боялись и, может быть, видели в его рвении некоторую неофитскую чрезмерность и прямолинейность,
непонимание того, что богословской полемикой жизнь Церкви не исчерпывается. Рвение Илария не столько приблизило, сколько
отдалило решение вопроса о Богочеловечестве; в отличие от многих не святых борцов с еретиками он, однако, был готов платить
за истину своей свободой, своими мучениями, своими жизнью — а не чужими. Прославился он и как автор древнейших латинских
христианских гимнов, в которых его энергия нашла адекватное выражение. В 1851 г. Папа провозгласил его Вселенским учителем
Церкви. PL, t. 9-10. Acta Sanctorum, 13.1; Butler, 14.1. Watson E. The Life and Writings of St. Hilary of Poitiers. 1899.
Память 14 января, 14/27 января.
|